Появление на территории Украины или в Восточной Европе американских гиперзвуковых и/или ядерных ракет может привести к повторению так называемого «Карибского кризиса», когда США и СССР оказались буквально в одном шаге от начала реальной ядерной войны. Об этом заявил замглавы министерства иностранных дел РФ Сергей Рябков. Есть ли нашей стране чем адекватно ответить на данный вызов?
Первый замминистра сказал дословно следующее: Чем ближе такого рода системы будут появляться у наших границ, тем выше риски дестабилизации, тем определеннее контуры нового кризиса, который, действительно, может быть по степени своей опасности сопоставим с «карибским кризисом».
Напомним, что в 1961 году Соединенные Штаты разместили на территории Турции ракеты «Юпитер», которые позволяли нанести ядерный удар по Москве с временем подлета всего в 10 минут. Ранее они также разместили ракеты средней дальности в Италии и Великобритании. В ответ на эту прямую угрозу самому существованию СССР в следующем, 1962 году, на Кубу были направлены советские баллистические и тактические ракеты с ядерными боевыми частями, откуда они могли простреливать весь американский «хартленд». Узнав об этом, Вашингтон взял Остров Свободы в морскую блокаду и всерьез собирался его бомбить и потом проводить полномасштабную военную операцию. Две сверхдержавы встали на грань начала ядерной войны между собой.
Итогом советской операции «Анадырь» стал взаимный вывод ракет средней дальности обеими сторонами: из Турции и с Кубы. Москва еще раз убедительно показала Вашингтону, что с СССР придется считаться. Но возможно ли повторение чего-то подобного в наше время? Если Пентагон разместит в Восточной Европе и тем паче на Украине гиперзвуковые и ядерные ракеты, сможем ли мы осуществить «Анадырь-2»?
Хороший вопрос. Правильный ответ: скорее всего, нет, не сможем.
Увы, но Российская Федерация – это далеко не могучий СССР, а современная Куба – это уже не Остров Свободы времен Фиделя Кастро. Никакие российские ядерные ракеты на своей территории Гаване уже не нужны. Просто эта страна за последние несколько лет очень сильно изменилась.
Куба объективно сориентирована на огромный рынок соседних США, но он был закрыт для нее из-за режима американских санкций. При демократе Обаме отношения Вашингтона и Гаваны несколько смягчились, но президент Трамп вновь ужесточил ограничительные меры. Однако маховик перемен было уже не остановить. На Кубе была отменена финансовая система с хождением двух песо - «обычного» (CUP) и конвертируемого (CUC). С некоторыми ограничениями, но разрешена предпринимательская деятельность, появились многочисленные кафе и ресторанчики, легализована купля-продажа недвижимости и автомобилей.
Появился мобильный интернет, кубинцы приобщились к американским социальным сетям. В 2014 году в порту Мариэль была открыта свободная экономическая зона, которая планировалась как крупный логистический центр для грузовых перевозок вдоль американского побережья и Мексики. Открыта система «одного окна» для привлечения иностранных инвестиций, которая позволила привести в страну более 12 миллиардов долларов. Ну, и, конечно, серьезно помог президент Путин, который в 2014 году списал Гаване 31,7 миллиарда долларов советских долгов.
Нужны ли современной Кубе российские ядерные или гиперзвуковые ракеты? Нет, не нужны. Острову свободы, где стремительно демонтируются остатки социалистического строя, нужны торговые отношения с соседними Соединенными Штатами. Увы, но как капиталистический конкурент США, Россия особо ничего предложить Гаване не может. Совокупный товарооборот между Кубой и всем Евразийским экономическим союзом в 2020 году составил всего лишь 155,7 миллиона долларов, из них на долю России пришлось 95% и 4% - на Беларусь. По импорту в ЕАЭС Куба находится на 105 месте, между Албанией и Гондурасом.
Правда состоит в том, что Гавана и Москва сегодня особо друг другу не нужны. Да, конечно, мы могли бы взять часть Острова Свободы в аренду ближайшие лет на 1000 под свои нужды в качестве компенсации за многомиллиардные советские долги. Пусть не ядерные ракеты, но ВМФ РФ мог бы получить военно-морскую базу для надводных кораблей и подводных лодок, на худой конец – ПМТО, от которого на Кубе толку было бы побольше, чем в Судане. Можно было бы построить авиабазу, на которой разместились бы истребители, противолодочные самолеты и вертолеты, а также регулярно могли бы прилетать с визитом стратегические бомбардировщики Ту-160 «Белый лебедь».
Но, увы, в 2014 году мы списали Кубе без малого 32 миллиарда долларов, которые были бы прекрасным рычагом давления на Остров свободы при решении вопроса о строительстве российской военной базы. Зачем списали? Зачем-то. Поэтому рассуждения о возможном «Карибском кризисе-2» сегодня носят беспредметный характер. Не ждут нас там. И эту дверь Москва сама заколотила перед собой. Осталось смотреть в сторону Венесуэлы.
Автор: Сергей Маржецкий