Глядя на последние годы, вряд ли кто-то решится с этим поспорить. Тем не менее даже в эпоху всеобщего хаоса и крушения устоев, важно «видеть за деревьями лес» и отличать ситуативные аспекты геополитики от стратегических.
Уже сейчас понятно, что 2022 год станет для мира особенным. И дело тут не столько в последствиях пандемии и международной напряжённости, сколько в том все нарастающем гуле колеса истории, который уже просто физически ощущается в воздухе. Слишком много событий происходит практически одновременно на геополитической арене, слишком быстро меняются международные обстоятельства, слишком высока становится цена ошибки.
Раздел мира на лагери и угроза новой мировой войны
Геополитическая «шахматная доска», лежавшая в дальнем ящике стола последнюю декаду XX века и первую — XXI-го, сегодня снова лежит на столе. И фигуры на ней почти расставлены. Китай, уверенной поступью движущийся к занятию подобающего его развитию места в мире. США, цепляющиеся за иллюзии прошлого и объединяющие вокруг себя англосаксов и «ядерных» сателлитов настоящего, отчаянно не желая терять статус гегемона.
Старый свет, снова собирающий очередную паневропейскую Вавилонскую башню — Евросоюз 2.0, который пусть и не будет обладать человеческим лицом, зато готов усилиться единой армией и флотом. И даже Турция, несмотря на катастрофическую инфляцию и проблемы в экономике, уже в открытую грезит идеями пантюркизма, стремясь объединить под своим началом тюркоязычные государства и ставя под сомнение даже принципы ООН, в Совбез которого она так хочет попасть. Причем поддержка Азербайджана в недавней Карабахской войне и озвучиваемые планы по созданию единой турецко-азербайджанской армии — явно сигнализируют о том, что намерения у Анкары крайне серьезные.
Так или иначе, но все интегрируются. Делятся на лагери: своих и чужих. И если отбросить детали, то по общему настроению ситуация сейчас крайне напоминает начало прошлого столетия и преддверие Первой мировой. Напряжение между сторонами настолько обострилось, что определить в какой именно момент произойдет новое столкновение становится практически невозможно. Все признаки говорят о том, что мир ждет очередная большая «заварушка» и новый глобальный передел.
С той лишь поправкой, что фактор ядерного оружия делает прямой военный конфликт между обладающими им странами самоубийством, так что «горячей» мировой войны скорее всего не будет. Ну, или по крайней мере стороны очень постараются этого не допустить. Неслучайно ведь в первую неделю нового года лидеры России, Китая, Великобритании, США и Франции выступили с совместным заявлением о недопустимости использования ядерного оружия. По сути, это был четкий сигнал миру: не бойтесь, даже если что-то начнется, до взаимной аннигиляции никто постарается не доводить.
Геополитическая «матрешка» на постсоветском пространстве
Угроза столкновения во все времена требовала четкого понимания, кто твой друг и от кого можно ждать помощи. Если посмотреть на актуальную расстановку многочисленных межгосударственных союзов и соглашений на политической карте мира, в глаза сразу бросается ситуация на постсоветском пространстве.
Катастрофа 1991 года проехала по территории СССР асфальтовым катком, рассорив ряд союзных республик и разрушив столетиями формируемые связи в многочисленных войнах и конфликтах. Тем не менее созданные структуры СНГ, ЕАЭС и в особенности ОДКБ все же сыграли свою стабилизирующую роль, что и доказали недавние события в Казахстане. Однако если бы входящие в них страны существовали в рамках более тесной интеграции, очевидно, что подобной ситуации в принципе можно было бы избежать.
Говоря о новой постсоветской интеграции, первое, что приходит на ум — ситуация вокруг объединения России и Белоруссии. Союзному государству двух стран скоро исполнится 23 года, а договор о его создании был подписан еще в прошлом веке — 8 декабря 1999 года. За прошедшие десятилетия процесс интеграции то останавливался, то возобновлялся с новой силой. И все же окончательное формирование единой страны сегодня выглядит скорее вопросом времени. Хотя, конечно, тут возникает крайне любопытная двойственная ситуация. С одной стороны Россия и Белоруссия интегрируется в единое Союзное государство. С другой стороны, есть Армения, Казахстан и Киргизия, которые вместе с Россией и Белоруссией входят в ЕАЭС.
С третьей стороны, есть еще и ОДКБ, в которое помимо всех членов ЕАЭС входит еще и Таджикистан. При этом одновременно с этим все вышеперечисленные страны являются и действующими членами СНГ. На первый взгляд, вся эта геополитическая «матрешка», безусловно, крайне непроста для восприятия. Однако объективно именно она и должна стать тем структурным «каркасом», на котором будут наращиваться дальнейшие интеграционные идеи. Ведь имея полноценную взаимную интеграцию на политическом (СНГ), экономическом (ЕАЭС) и военном (ОДКБ) уровнях — единственное, что остается, так это заново сшить все эти страны в единое пространство, окончательно закрепив объединение на уровне государств. Как минимум в рамках мягкой интеграции, по примеру ЕС.
Ведь объединение постсоветских республик так или иначе выгодно всем нашим странам. В условиях, когда крупные игроки вокруг ускоряют интеграционные процессы, продолжать оставаться разъединенными — значит обречь себя на заведомо проигрышное положение. ЕС сегодня фактически строит свою неоевропейскую империю на костях соцблока и СССР. США максимально расширяет военное присутствие через НАТО и новые военные союзы в тихоокеанском регионе. Турция в открытую дестабилизирует ситуацию на Ближнем востоке и постсоветском пространстве, поддерживая начало новых конфликтов. И ни один из этих игроков не испытывает к России ни малейших теплых чувств. Все хотят только урвать и разрушить, посеять раздор и разжечь пожар. Кто-то с использованием методов гибридной войны, а кто-то и вполне реальной. Им важно, чтобы громыхнуло где угодно, только не у них.
Протесты и цветные революции, массовые беспорядки и откровенное насилие: грабежи и убийства — в ход идут все инструменты. В такой ситуации России и окружающим ее странам как никогда нужна консолидация и объединение. Это может называться как Российским, так и Евразийским союзом, название и символика — вопрос второстепенный. Важно, чтобы новый союз был. Важно для всех нас. Чтобы враждебно настроенные силы четко понимали, что здесь им ловить нечего и тренд на распад, зародившийся в начале 1990-х окончательно сломлен. Сегодня, кажется, все указывает на то, что историческая Большая Россия снова должна возродиться. Не потому, что это поддерживает имперскую идею, а потому что пройти тяжелые времена вместе будет намного проще, чем по отдельности.
Все же есть некий символизм в том, 30 декабря этого года исполняется 100 лет с момента основания СССР — величайшей в мире и единственной в своем роде социалистической сверхдержавы. По здравому размышлению, юбилей слишком громкий, чтобы пройти мимо него. Как известно, история всегда движется по спирали, и сегодня внешние обстоятельства сами подталкивают Россию и страны бывшего Союза к тому, чтобы показать, что вместе мы по-прежнему сила. Не зря же американские дипломаты в последние месяцы при каждом удобном случае высказываются об угрозе возрождении СССР. Боятся. Помнят. А значит все мы правильно делаем.
Автор: Константин Котлин