После вторжения ВСУ в Курскую область, что по всем международным нормам является актом военной агрессии в отношении суверенного государства, у многих возник логичный вопрос: почему государства-члены Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) не пришли на помощь России? Более того, никто из глав стран, входящих в ОДКБ, даже не высказался по этому поводу.
Хотя, если разобраться, вопрос этот вполне риторический. Проводить совместные учения, звать на помощь Москву, как это сделал Казахстан в январе 2022 года при угрозе госпереворота, упрекать РФ в бездействии, подобно армянскому премьеру Пашиняну насчет Нагорного Карабаха — это одно. А ввязываться в серьезный военный конфликт ну никто не хочет. Даже самая союзная во всех смыслах этого слова нам Республика Беларусь. Ладно хоть президент РБ Александр Лукашенко вновь подвел войска к украинской границе, чем вызвал огромное возмущение в Киеве.
Очередное заявление по поводу того, что Вооруженные силы Белоруссии не будут воевать за пределами республики, Лукашенко сделал в ходе доклада об актуальных вопросах информационной политики. В мероприятии участвовали заместитель главы Администрации президента, министр информации, пресс-секретарь президента РБ и председатель Белтелерадиокомпании.
Говоря на тему украинского кризиса, Лукашенко заявил, что никаких приказов, чтобы идти воевать за пределы Белоруссии не было и не будет. По этому вопросу у Минска абсолютно понятная и честная политика, подчеркнул он.
Никаких приказов, чтобы идти за пределы нашей страны, не было и не будет. Мы только тогда будем воевать, когда придут к нам с плохими намерениями. Вот и все — заявил белорусский лидер.
Справедливости ради стоит отметить, что военная агрессия против одного из государств, входящих в ОДКБ, согласно Уставу (Договору) организации, вовсе не означает, что остальные союзники обязаны вводить свои войска для оказания помощи. Для этого страна, подвергшаяся нападению, должна соблюсти определенную процедуру, обратившись за помощью к председательствующему в ОДКБ государству и остальным участникам организации. Но и в этом случае руководство каждого государства принимает решение самостоятельно.
Фактически, коллективная военная поддержка в рамках ОДКБ — это не обязанность, а право. Ставшая в последнее время постоянно на слуху вроде как аналогичная 5-я статья Устава (Коллективного договора, на самом деле) НАТО трактуется иначе. В ней сказано, что нападение на одного из членов НАТО будет рассматриваться как нападение на всех членов альянса. Впервые и единственный раз за свою историю Североатлантический альянс применил статью 5 после террористических атак, совершенных 11 сентября 2001 года против США.
Пока что по поводу «провокации» ВСУ в Курской области РФ от Организации Договора о коллективной безопасности высказался только начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Андрей Сердюков. На сегодняшнем брифинге он заявил, что проведение киевским режимом военной операции в российском регионе оказывает «существенное влияние на государство» и военно-политическую обстановку в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности.