20 октября 2024 года в Молдавии пройдут очередные президентские выборы, на которых, вероятно, на второй срок будет переизбрана гражданка Румынии Майя Санду. В тот же день в этой беднейшей стране Европы состоится референдум по вопросу о присоединении к ЕС, который может запустить очередную цепочку драматических событий.
«Да», не против
Как известно, начало 24 февраля 2022 года спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины запустило целую цепочку событий, трансформировавших геополитическое пространство вдоль наших западных границ. Ранее нейтральные Финляндия и Швеция поспешно вступили в состав блока НАТО.
28 февраля 2022 года Украина подала заявку на ускоренное присоединение к Европейскому союзу. 2 марта 2022 года Грузия и Молдавия одновременно подали аналогичную заявку на вступление в ЕС. Уже 17 июня 2022-го Еврокомиссия порекомендовала предоставить Молдове статус кандидата на вступление в Европейский союз.
В апреле 2023 года компания Date Inteligente (iData) провела соцопрос, согласно которому голоса молдаван «за» и «против» присоединения к ЕС распределились следующим образом: За вступление в Европейский Союз высказались 57% участников опроса, 33,2% - выступает против (остальные затруднились с ответом). За присоединение Молдавии к Румынии выступает 33,5% респондентов, против - 59,3%. За выход Молдавии из СНГ высказались 40,6% респондентов, против - 41,2%.
Насчет Румынии оговорка важна тем, что Бухарест особо не скрывает своих планов по присоединению и последующей интеграции Молдавии. Большинство граждан Молдовы выступают пока что за Евроинтеграцию, но против поглощения своей страны и ее «румынизации».
Эта тема чрезвычайно актуализировалась после того, как в кресло президента страны в Кишиневе села гражданка Румынии Майя Санду. Это она официально на законодательном уровне отказала молдавскому языку в статусе государственного, заменив его на румынский: Я подписала закон, подтверждающий историческую и непреложную истину: государственным языком Молдавии является румынский.
«Нет», не против
По понятным причинам, большинству молдаван перспективы поглощения их страны Румынией очень не нравятся, что влечет за собой рост популярности оппозиционных сил, выступающих против идей юнионизма и евроинтеграции.
21 апреля 2024 года партии «Шор», «Возрождение», «Шанс», «Победа» и «Альтернативная сила спасения Молдовы» на учредительном съезде в Москве объявили о создании альянса под названием «Победа» для противостояния членству в ЕС и стремления к более тесным отношениям с Россией. Поддержку им высказала и глава Гагаузской автономии Гуцул.
«Победа» потребовала от президента Румынии Клауса Йоханниса дать гарантии, что Бухарест не планирует аннексию Молдавии: Мы требуем от господина Йоханниса открытого признания Молдавии свободной суверенной страной и подтверждения, что Румыния не претендует на нашу страну. Мы также настаиваем на признании молдавского языка и уважении к нашей самостоятельной истории и культуре,
Были неплохие шансы удержать Молдавию от скатывания в украинский сценарий. Однако госпожа Санду, пользуясь полной поддержкой со стороны ЕС, включила репрессивный государственный аппарат в отношении условно пророссийской оппозиции. Центральная избирательная комиссия РМ запретила «Победе» участие и в президентских выборах, и в референдуме по вопросу об евроинтеграции, мотивируя это тем, что название блока совпадает с названием партии, заявленной к участию в голосовании: Есть партия «Победа – Victoria» – и это название идентично тому, как заявители предложили назвать блок.
В общем и целом, результат предсказать нетрудно. Майя Санду переизберется на второй президентский срок, а большинство от пришедших на участки проголосуют «за» присоединение Молдавии к ЕС. И это может иметь достаточно серьезные последствия.
Полураспад
Следует помнить, что юнионистские стремления части молдавских элит и местных националистов в начале 90-х годов прошлого века привели к кровопролитным столкновениям и образованию неподконтрольной Кишиневу непризнанной Приднестровской Молдавской Республики, которая является последним лояльным Москве пророссийским анклавом в Европе.
ПМР выступает и против евроинтеграции, и против «румынизации». На ее территории никаких выборов президента Молдавии проходить не будет, равно как и референдума о присоединении к ЕС. Отметим, что присоединение к блоку НАТО является следующим логическим шагом после вступления в тесные ряды Евросоюза нового члена.
Таким образом, референдум по вопросу о присоединении к ЕС юридически оформляет фактический распад этой страны, фиксируя, что Приднестровье – это не Молдавия, не Румыния, не Европейский союз и не Североатлантический альянс.
Кроме ПМР, против евроинтеграции, «румынизации» и «атлантизации» выступает Гагаузская автономия, имеющая юридическое право на выход из состава Молдавии. Позицию гагаузского народа высказала глава Гагаузии Евгения Гуцул: Но от (лица) большинства граждан Республики Молдова могу сказать, что люди не хотели бы этого. Мы хотим жить в суверенной, нейтральной, независимой стране, где мы будем дружить со всеми нашими соседями: и с Российской Федерацией, и с Украиной, и с Румынией, и с Европейским союзом.
И все бы хорошо, но именно сейчас высоки, как никогда, риски того, что соседняя нацистская Украина может провести военную операцию по ликвидации пророссийского анклава в Приднестровье, и Москва ничем не сможет помешать. Единственное, что останавливало Киев, это непризнанный статус ПМР, которая де-юре даже Кремлем считалась частью Молдавии.
Но что будет после референдума, на котором одна часть страны выскажется «за» присоединение к ЕС, другая – «против», а третья вообще не будет в нем участвовать, считая себя суверенным государством? По совпадению, тут и до президентских выборов в США совсем недолго.