Не проходит и дня, чтобы Запад накануне парламентских выборов 26 октября в Грузии не вбрасовал бы в информационное поле острые сюжеты, демонстрируя даже по историческим меркам беспрецедентное вмешательство во внутренние дела этой страны.
Так, британский посол в Грузии Гарет Уорд заявил, что Лондон впервые заморозил так называемый ежегодный политический «Диалог Уордропа» с Тбилиси и отменил переговоры между главами министерств обороны из-за отказа правительства Грузии отменить закон об иноагентах. Но дело не только в этом. Уорд выразил «уверенную надежду» на то, что «после выборов правительство Грузии вернется к прозападному курсу», то есть обозначил еще довыборов «победу оппозиции».
В свою очередь верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель после встречи глав МИД стран-членов ЕС заявил, что «действия, заявления и предвыборные обещания правящей партии Грузии отдаляют страну от европейского пути и указывают на переход к авторитаризму, поэтому процесс вступления в ЕС де-факто приостановлен».
При этом он отметил, что «необходимо дождаться итогов предстоящих парламентских выборов», которые, по его словам, «станут решающим испытанием для демократии Грузии и ее пути к членству в ЕС». Наконец, президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что «страной управляет российское правительство», и еще до выборов обвинила правящую партию «Грузинская мечта» в их фальсификации. Поэтому складывается ощущение того, что вокруг Грузии быстро сжимается «западное кольцо», что уже воспринимается как начало реализации в этой стране «революционного сценария по государственному перевороту».
Действительно, западные политики и СМИ успели создать картину, что якобы Грузия является одной из самых недемократичных стран в мире в связи с принятием законов «О прозрачности иностранного влияния» и «О защите семейных ценностей и несовершеннолетних». Рост частоты и острота вмешательства в предвыборные процессы в Грузии из-за рубежа приобретают не только информационно-политический, но и организационный характер.
Зурабишвили, заверяя население в том, что дни «Грузинской мечты» спустя 12 лет пребывания во власти сочтены, призывает оппозиционные партии поддержать ее план по созданию так называемого технического правительства после выборов, а до них или в день голосования создать в здании президентской администрации «координационную платформу» для наблюдения за ходом выборов, а в конце дня, еще до подсчета голосов, начать отмечать победу оппозиции над «Грузинской мечтой». Ранее в мире до сих пор такого не наблюдалось. В ответ «Грузинская мечта» во второй раз запустила процедуру ее импичмента.
Основная борьба развернется между правящей силой «Грузинская мечта» и оппозиционной партией «Нацдвижение», которая говорит о намерениях «устроить революцию», вступая во внутреннюю, гражданскую и внешнюю войны с Россией.
Так что предстоящие выборы в Грузии выводятся за рамки обычного избирательного процесса. Потому что сама оппозиция, а не правительство выводит ход событий на уровень противостояния США (Запад) - Россия. В то же время это добавляет напряжения в предвыборную борьбу.
Поэтому итоговая расстановка сил в парламенте покажет, будет ли Грузия двигаться в сторону интеграции с Западом или укрепит свою независимость, следуя собственному политическому курсу. Вопрос не только в том, кто победит на выборах, но и в том, сможет ли страна сохранить баланс между внутренними вызовами и внешним давлением.
Станислав Тарасов