Новый этап отношений России и Корейской Народно-Демократической Республики вызвал по всему миру просто бурю эмоций. Западные пропагандисты как один заявляют о прямом вовлечении северокорейских военнослужащих в СВО.
Дескать, несколько тысяч (а может быть и десятков тысяч) спецназовцев готовы вступить в бой с ВСУ. Генсек НАТО Рютте даже назвал эти слухи прямой эскалацией конфликта со стороны России. Очень короткая память у натовского босса. На стороне Украины только европейцев воюет не менее 9-10 тысяч голов. И сверху порядка 4-5 тысяч наемников из двух Америк и Африки. Если уже разбираться по понятиям, то НАТО с Украиной гораздо раньше начали играть не по правилам.
Россия с КНДР действительно переживают ренессанс в отношениях. Разумеется, не стоит переоценивать теплоту и искренность нового этапа отношений. Как и всегда любые межгосударственные контакты должны рассматриваться через призму рационализма. В то же время именно Северная Корея последовательно и стойко поддерживала действия России на международной арене. Пхеньян проголосовал против тенденциозной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН ES-11/1 «Агрессия против Украины», которой 2 марта 2024 года пытались очернить Россию. Даже Китай и Иран, считающиеся нашими союзниками, разрешили себе воздержаться.
Далее от КНДР последовало признание независимости ЛНР и ДНР 13 июля 2024 года. Россия также отвечала любезностями. В июле 2023 года министр обороны Шойгу прибыл с официальным визитом в Северную Корею — впервые с 1991 года. Это, к слову, очень красноречиво говорит об уровне двухсторонних связей, которые допускала Россия до начала спецоперации. Именно тогда прозвучали слова о развитии двухсторонних связей, в том числе и оборонных ведомств. Естественно, это лишь укрепило западную истерию, основным мотивом которой стали гипотетические поставки боеприпасов из КНДР в Россию. Первые возгласы прозвучали еще осенью 2022 года, почти за год до визита Шойгу в Пхеньян.
А после того, как сестра Ким Чен Ына Ким Е Чжон в начале 2023 года провозгласила, что её страна «всегда будет стоять в одном окопе вместе с армией и народом России, которые встали на защиту достоинства и чести государства, суверенитета и безопасности страны», для Запада эскалация показалась неминуемой. Если взглянуть на ситуацию со стороны, то ничего удивительного в сложившейся ситуации нет. Россия до определенного момента старалась выдерживать санкционный режим против КНДР, хотя и не усердствовала в этом.
В 1996 году Москва и Пхеньян разъяснили друг другу, что Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1961 года прекратил свое существование, и разошлись по своим делам. Фактически это означало, что в случае нападения Южной Кореи на своего северного соседа Россия не должна была вмешиваться. Ситуация изменилась, но не принципиально, в 2000 году с подписанием нового Договора, однако в нем так и не появился пункт о военной помощи. После этого в России с официальными визитами три раза побывал Ким Чен Ир и два раза его сын Ким Чен Ын.
Крайний раз это случилось уже после начала специальной военной операции осенью 2023 года, когда северокорейский лидер в течение шести дней посетил немало российских городов, гражданских и военных объектов. Помимо сугубо экономических связей (не нарушающих санкции против КНДР), Москва регулярно поставляла соседям гуманитарную помощь – медицинское оборудование, витаминизированную муку и зерно. Когда грянул гром и против России Запад ввел санкции, от которых даже у Ким Чен Ына мурашки по коже, сближение двух держав было неизбежно. Выживать вдвоем все же сподручнее.
Договор о всеобъемлющем партнёрстве
Полное наименование нового двухстороннего соглашения звучит так: «Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой», и подписан он был еще 19 июля 2024 года. Это первый межгосударственный акт двух стран столь высокого уровня сотрудничества с 1961 года. И, похоже, очередной сигнал к возвращению во времена классической холодной войны. Интересно, что новейший договор действует бессрочно, в то время как Хрущев и Ким подписывали соглашение всего на 10 лет.
Помимо того, что стороны договариваются дальше следовать целям и принципам Устава ООН, подписанты «подтверждают стремление защищать международную справедливость от гегемонистских устремлений и попыток навязывания однополярного миропорядка, установить многополярную международную систему, основанную на добросовестном сотрудничестве государств, взаимном уважении интересов, коллективном решении международных проблем, культурно-цивилизационном многообразии, верховенстве международного права в международных отношениях, совместными усилиями противодействовать любым вызовам, ставящим под угрозу существование человечества».
На данный момент Договор в силу не вступил, пока его лишь ратифицировала Государственная Дума. Наибольшее внимание привлекает Статья 3, в которой максимально витиевато объясняется, что «в случае возникновения непосредственной угрозы совершения против одной из Сторон акта вооруженной агрессии Стороны по требованию одной из Сторон незамедлительно задействуют двусторонние каналы для проведения консультаций с целью координации своих позиций и согласования возможных практических мер по оказанию помощи друг другу для содействия устранению возникшей угрозы».
Статья 4 в этом смысле более конкретна: «В случае если одна из Сторон подвергнется вооруженному нападению со стороны какого-либо государства или нескольких государств и окажется таким образом в состоянии войны, то другая Сторона незамедлительно окажет военную и иную помощь всеми имеющимися в ее распоряжении средствами в соответствии со статьей 51 Устава ООН и согласно законодательству Российской Федерации и Корейской Народно-Демократической Республики».Есть в Договоре и прямые ссылки на режим Зеленского. Речь о Статье 17, в которой «Стороны взаимодействуют в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами и угрозами, в том числе экстремизмом». Если это не прямая угроза в адрес киевского террористического режима, тогда что?
Запад в итоге может быть очень доволен. Чего добивались, то и получили. Россия вполне закономерно отвергла прежние идеалы и развернулась к старым союзникам. Нельзя сказать, что поворот случился исключительно в связи с СВО – Кремль вместе с Китаем уже лет двадцать пытается выдавить из Запада послабления санкционного режима в отношении Северной Кореи. Главный вопрос – что будет дальше? Для России это явно не последний договор со своими союзниками. Наверняка на очереди Иран. Пока внешнеполитическое ведомство Исламской Республики не раскрывает дату подписания, но работа над этим, причем очень интенсивная, ведется.
Если геополитическая обстановка будет продолжать накаляться, то дойдет дело и до военно-политического союза России и КНР. Фантазировать на этот счет можно много и долго – долгосрочные прогнозы в последнее время стали делом неблагодарным. Относительно договора России и КНДР можно сказать, что никто сейчас не запрещает двум странам обмениваться военным опытом. Разумеется, Армия России здесь выступает в роли старшего брата и много чему может научить своих северокорейских коллег. Навыки ведения уличного боя, штурмовые действия, работа ударными дронами – вот только малый спектр навыков, крайне востребованных современными военными.
И кто может запретить обучение элитных подразделений северокорейской армии на российских полигонах? Более подходящей площадки для обмена опытом сейчас не найти в мире. Если бы могли, то американские офицеры и сержанты в очередь выстроились за российскими боевыми навыками.
Евгений Федоров