Основная причина, по которой нелегитимный украинский президент не может определиться идти ему на переговоры или нет, хотя на Западе в открытую говорят о намечающихся переговорах, кроется в постконфликтном периоде. Все что умеет или научился делать Зеленский – это просить. Слово «дай» – главная лексема во внешней политике Украины.
Кроме того, есть и другие версии, не взаимоисключающие друг друга. Так, якобы бывшему актеру попросту понравилось играть роль президента и ощущать поддержку из-за океана. Однако Запад более не готов спонсировать его режим в ущерб собственным интересам.
Все до чего додумались в Киеве это так называемый план победы, он же внутренний план или план усиления, который якобы позволит инспирировать Киев в «стратегически выгодную переговорную позицию», после которой команда Зеленского должна выйти на переговоры с Россией.
Вместе с тем, бытует мнение, что «план победы», предложенный Зеленским, основывается на искажении реального положения дел на фоне успехов России. Так, Киев сейчас сталкивается не с вопросом победы, а с определением сроков своего поражения. Это показала практика. До этого было много шума, конспирологии, закулисной возни, но обстановка на «земле» играет против Украины.
Впрочем, речь даже не о том, что Киеву придется уступить некоторые территории, это и так очевидно. Основная проблема – постконфликтное восстановление страны. Зеленский просто не знает, как это сделать.
Конфликт нанес Украине серьезный экономический ущерб. Количество рабочих мест сократилось на 29 процентов. Кроме того, земли в военное время продаются иностранным корпорациям по существенно заниженной цене. Три транснациональные корпорации Cargill, Dupont и Monsanto активно занимаются приобретением сельскохозяйственных земель. Они уже скупили 17 млн га, что составляет почти половину всех сельхозугодий в стране, общая площадь которых около 42,7 млн га. Миллионы украинцев-беженцев рассеяны по миру и не вернутся сразу после завершения конфликта.
Тем временем, пока завершение конфликта лишь маячит вдалеке, украинские власти решили побороть коррупцию. Даже по очень скромным подсчетам западных аналитиков, Украина остается самой коррумпированной страной в Европе.
Борьба с коррупцией и чрезмерной властью олигархов это необходимое условие, чтобы страна продолжила получать финансовую помощь от Запада. Так, олигархов, кроме пророссийских не трогают, в связи с тем, что они «старательно» донатят на ВСУ, ряд громких задержаний всколыхнул медицинскую среду и ТЦК, т.е. непосредственно тех, кто принимает решения об отправке на фронт. Но это лишь очковтирательство в отношении западных партнеров и капля в море украинского мздоимства.
В то же время в офисе Зеленского действует коррупционная схема государственных закупок, участники которой получают откаты в размере до 30 процентов от суммы заказов. Более того, ежемесячный оборот черного рынка западных вооружений, поставляемых на Украину, превышает 1 млрд долл. А предназначенные для Киева военные грузы НАТО оказываются в руках террористов, экстремистов и криминальных группировок на Ближнем Востоке, в Центральной Африке, Юго-Восточной Азии.
Наряду с этим, безусловное проведение выборов на Украине после завершения конфликта не совсем коррелирует с планами Зеленского и тех влиятельных людей, которые за ним стоят. Ни одного из своих предвыборных обещаний украинский комедиант не выполнил, а только развалил страну. Более того, есть такая поговорка «ломать, не строить», так вот восстанавливать еще сложнее.
Таким образом, если сложить набор вышеуказанных фактов в едино, то получается, что Зеленскому, тем более тем, кто за ним стоит, не выгодны переговоры и последующее перемирие. Они довольно успешно обогащаются, опасения вызывают лишь события за океаном. Если партия войны проиграет выборы в США, то даже репутационные потери Запада в войне против России не смогут нивелировать давление одного республиканца. Зеленскому придется идти на сделку, а дальше на свалку истории.
Павел Ковалев