«Один пояс, один путь» — проект чисто китайский, направлен на облегчение экспорта товаров с юго-востока евразийского суперконтинента на запад, в Евросоюз. И мы, конечно, это понимаем. Весь вопрос в том, на каких условиях Россия встанет в ряд транзитных держав. Тем более что инициатор ставит свои условия — КНР заинтересована в развитии своего производства, как и мы — своего. Компромисс достигается очень тяжело.
Киевская Русь расцвела и превратилась в государство во многом благодаря доходам от транзита и торговли товаров из Китая. Легко заметить, что современные побудительные мотивы мало чем отличаются от средневековых — 14 мая 2017 года в Пекин съехались главы двух десятков стран — будущих транзитеров. Каждая норовит получить свою долю триллионных китайских инвестиций.
КНР не скрывает, что является сторонником глобализма, в условиях которого чувствует себя довольно комфортно. А проект «Один пояс, один путь», объявленный в 2013 году, — глобальный, в этом нет никаких сомнений.
Ван Ивэй, старший научный сотрудник Института финансовых исследований «Чунъян» Китайского Народного университета:
В ответ на деглобализационные тенденции, данный высокоуровневый форум международного сотрудничества продемонстрирует эпохальную ответственность Китая по ведению глобализации в направлении инклюзивного и взаимовыгодного развития, будет воспевать главный лейтмотив глобального управления на основе совместного обсуждения, совместного строительства и взаимного доступа.
Данный форум продолжит укреплять консенсус, что будет иметь положительное значение для укрепления уверенности международного сообщества в совместном строительстве «Одного пояса, одного пути» и глобализации как таковой.
На словах Китай демонстрирует, что намерен учитывать интересы всех транзитных стран и даже готов выслушать их аргументы. Однако на деле настаивает на своих правилах евразийской торговли.
Первая очередь Нового шелкового пути пройдет не через Россию, а южнее, через Турцию. Даже несмотря на непростую ситуацию на Большом Ближнем Востоке. Полгода назад на Генассамблее ООН было единогласно принято подготовленное Пекином решение по афганскому вопросу. «Все страны мира настойчиво призывались с помощью участия в «Одном поясе, одном пути» стимулировать развитие Афганистана и региональных экономик, международному обществу была передана просьба предоставить безопасную среду для строительства», — поясняет Ван Ивэй. Китайцев не останавливают ни «Талибан», ни ИГИЛ.
По всей видимости, он готов договариваться с любыми силами, имеющими влияние в том или ином регионе. Китаю очень важно как можно быстрее проложить путь в Европу.
Москву с Пекином связывает не только экономика, но и стратегическое партнерство. И мы, вероятно, больше играем на политическом поле. Полагаю, именно из-за общего доброжелательного настроя к нам КНР благосклонно относится к важным для нас газодобывающим проектам.
В январе 2014 года китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC вложила несколько миллиардов долларов в «Ямал СПГ» и получила 20 процентов акций. Это была очень своевременное вложение в условиях санкций. Через год 9,9 процента выкупил Фонд Шелкового пути. Благодаря китайским инвестициям проекту удалось практически не сбавить темпов — завершение работ по строительству первой очереди «Ямал СПГ» намечено на этот год.
Сегодня в Пекине прошли переговоры главы «Газпром» Алексея Миллера и его коллеги из CNPC Ван Илиня. Стороны обсудили точные сроки ввода в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири», а также проект поставок газа с Дальнего Востока России. И намерены до конца года выйти на согласование условий поставки, сообщает Газпром.
Прямо скажем, «Сила Сибири» и «Ямал СПГ» для нас гораздо важнее участия в китайском проекте «Один пояс, один путь». Однако приходится идти на компромиссы — долг платежом красен. Ведь и Китай пришел нам на помощь в трудную минуту.