Трибунал для Путина

ЦСР предлагает создать чрезвычайный орган для дебюрократизации законодательства
 

Трибунал для Путина

Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина предлагает радикальную реформу правовой системы. Ключевая идея - создать административный трибунал из 7−9 человек. Этот орган будет устранять «точки торможения в праве» — пробелы в подзаконных актах, избыточные и противоречивые нормы. Об этом сообщила ТАСС вице-президент ЦСР Мария Шклярук.

По ее словам, трибунал сможет отменять подзаконные акты (не законы), которые не позволяют удобно и рационально решать какую-то жизненную ситуацию, не дают развиваться новым технологиям, бизнес-отношениям.

«Нормативный правовой акт или его часть рассматриваются на соответствие этим принципам, если он явно устаревший, несовременный или содержит такие препятствия, административный трибунал может императивно его отменить своим решением», — объяснила Шклярук.

В сокращенном виде идея была представлена президенту РФ Владимиру Путину 30 мая, во время презентации Кудриным стратегии ЦСР на 2018−2024 годы. «Идут обсуждения, должен ли возглавить трибунал президент, или председатель правительства, или можно пойти какими-то другими путями», — сказала вице-президент ЦСР.

В качестве дерегулирующего органа трибунал может проработать три-четыре года. По мнению ЦСР, он мог бы отменить дублирующие или избыточные функции федеральных органов исполнительной власти — сейчас этих функций 10500. Кроме того, ЦСР предлагает часть функций государства отдать негосударственным подрядчикам, на аутсорсинг, что будет способствовать сокращению числа госслужащих.

Также ЦСР в рамках предложений по регуляторной реформе может обсудить варианты проекта «закона законов» — документа, который регулирует процедуру принятия и введения в действие законов в РФ.
«В России складывается непредсказуемая правовая среда, — говорится в материалах ЦСР к совещанию кабмина по регуляторной политике, которое прошло 8 июня. — Многие законы принимаются хаотично и носят конъюнктурный характер, при этом часто преследуют неверные цели и вызывают негативные последствия».
Появится ли в РФ административный трибунал, можно ли таким способом навести порядок в российском правовом поле?

— Речь идет об организации административно-хозяйственной ВЧК, — считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Других параллелей инициатива ЦСР у меня не вызывает.
Проблема, однако, в том, что число членов этой ВЧК не превышает десятка. А избыточных функций у федеральных органов исполнительной власти — около 10500, по подсчетам самого ЦСР.

С цифрой соглашусь. В свое время я тесно сотрудничал с Минфином, и убедился, что подзаконных актов в сфере деятельности этого ведомства — как звезд на небе. Работал и в Центральном банке РФ, и там картина точно такая же. Поэтому мне не вполне ясно, как десяток людей в состоянии справиться с таким астрономическим количеством подзаконных актов.

«СП»: — Что делать в такой ситуации?

— Нужен постоянно работающий, а не чрезвычайный орган, который бы следил за соответствием принимаемых документов законодательству. И вообще-то такой орган уже имеется — это Генпрокуратура.

Напомню, что в органах прокуратуры и Следственного комитета работают более 50 тысяч сотрудников. Такому крупному аппарату задача мониторинга принимаемых документов вполне по силам.

«СП»: — Почему же у ЦСР возникла идея административной «чрезвычайки»?

— На мой взгляд, это рефлексия на безвыходное положение в экономике РФ и крайне низкую эффективность нашего госуправления. Но нельзя на эмоциях строить управление экономикой и страной.

Я понимаю, если бы ЦСР предложил создать чрезвычайный орган, который выявлял бы коррупционеров, а потом передавал бы дела на них в соответствующие структуры. Но с морем подзаконных актов «чрезвычайка» явно не справится. В результате, идея ЦСР обернется очередной фикцией.
 
Андрей Полунин

Вернуться назад