ШОС больше не «шестерка»

Шанхайская организация пополнилась конфликтующими Индией и Пакистаном. Подчинит ли она себе Евразию, станет ли противовесом НАТО или «восьмерка» уже обречена на провал?

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) приняла в свои ряды Индию и Пакистан — вероятно, ей не хватало некоторой доли «нелепости». Тем не менее, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал вступление в ШОС двух враждующих между собой ядерных держав «историческим событием», и не исключено, что он прав — если идти от обратного, то есть от имеющихся в мире тенденций. К примеру, Турция и Греция десятилетиями соседствовали в НАТО, и блок от этого не пострадал. ШОС, конечно, не Североатлантический альянс, но не исключено, что в перспективе он может замахнуться на создание военно-политического союза. Есть ли для этого реальные основания, будет сказано ниже.

Здесь же отметим, что до вступления Индии и Пакистана костяк ШОС составляли Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Декларированными целями организации являются укрепление доверия между ее членами, совместное обеспечение и поддержание мира и стабильности в регионе, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом и наркотрафиком, развитие сотрудничества в различных сферах, включая торговлю, транспорт и энергетику.

У ШОС имеются государства-наблюдатели, кандидаты в наблюдатели и партнеры по диалогу — всего их 14. Общая численность населения стран, входящих к ШОС, составляет сейчас половину населения планеты. Ожидается, что в скором времени организация расширится за счет вступления в нее Ирана. Это будет означать, что «восьмерка», члены которой с разной плотностью взаимодействуют с США, просто проигнорирует мнение Вашингтона в отношении Тегерана. Неприятный «звоночек» для американцев. Он и сейчас не услаждает слух, имея в виду, что в Евразии в одном блоке объединены четыре ядерные державы, пусть даже имеющие претензии друг к другу.
 
Как тут не вспомнить покойного Збигнева Бжезинского с его утверждением, что тот, кто владеет Евразией, владеет и миром. Но есть ли у ШОС потенциал владеть миром? Ответ может быть положительным только в том случае, если каждая страна этой организации будет считать именно ее своим экономическим и военно-политическим приоритетом. И если ШОС не даст трещину в результате конфликта интересов в самом блоке, который нельзя исключить, но можно предотвратить. То есть успех «шанхайцев» зависит от того, насколько его члены будут учитывать интересы друг друга — возможно, даже в ущерб интересам собственным.

С этой точки зрения крайне интригующим видится вступление в организацию враждующих между собой Индии и Пакистана. С одной стороны, единая «площадка», на которой они оказались, может улучшить двусторонние отношения Дели и Исламабада, и им, при наличии общих интересов в сферах экономики, транспорта и, главное — безопасности, будет легче договариваться и оздоровлять свои отношения. Это особенно актуально в свете событий, происходящих в Афганистане, и ролевого отношения к ним Индии и Пакистана. Подчеркнем, что на прошедшем недавно саммите ШОС вопрос Афганистана был ключевым.

Заметим также, что никто не тащил силком Индию и Пакистан в ШОС — вступление было добровольным, и обе страны готовились к нему несколько лет: так сказать, для соответствия стандартам «шестерки». Это дает возможность полагать, что Дели и Исламабад осознают неизбежность регионального взаимодействия, что, в свою очередь, послужит укреплению ШОС. Кстати, в качестве полноправных членов организации Индия и Пакистан будут участвовать в совместных антитеррористических учениях Шанхайской организации. Все это в целом повысит политические акции двух стран в региональном и геополитическом срезе.
 
Но если конфликт между Индией и Пакистаном все же обострится, в частности, на почве Афганистана, это нанесет большой удар по целостности ШОС и ее имиджу. И станет он не более чем клубом для общения и решения далеко не глобальных задач.

Между тем в числе не декларированных целей ШОС, охватывающей около 70% территории Евразийского континента, является создание военно-политического блока, решающего не только вопросы безопасности огромного региона, в котором постоянно сталкиваются  интересы всех мировых игроков, но и, в перспективе, формирование альтернативы НАТО. Недавно вот было заявлено о создании «арабского НАТО», параллельно звучат голоса о «сколачивании» единой армии Евросоюза. Так почему бы не создать, условно говоря, «азиатское НАТО».

Для этого существует множество предпосылок. В ШОС, как было упомянуто выше, уже состоят четыре ядерные державы. В целом эта организация располагает огромным и коллективно не реализованным экономическим потенциалом. Все это вкупе выглядит вызовом для западных коалиций и блоков, тому, что именуется «гегемонией Запада».
 
Теперь главной задачей Шанхайской «восьмерки», несмотря на разные идеологии, политические системы и экономическую самодостаточность входящих в нее стран, является консолидация в борьбе с терроризмом и отстаивание единой точки зрения, единых действий в ареале соответствующей проблематики. Тогда у ШОС действительно появится шанс стать блоком, которому трудно будет оппонировать.
 
Словом, ШОС должна заявить о своей военно-политической миссии, даже если это сильно раздражит Запад. В противном случае организация превратится в говорильню, и ее интеграционные претензии низойдут до уровня двусторонних отношений между странами внутри восьмерки. И доминировать в них будут Россия и Китай — особенно последний, имея в виду масштабы его экономики и энергию продвижения на мировые рынки, включая центрально-азиатский. Заметим, что в этом регионе Китай уже плотно «прихватил» Казахстан, Таджикистан и Узбекистан.

Говоря о Китае. Его политические и экономические интересы далеко не всегда совпадают с интересами второго «тяжеловеса» ШОС — России. Пекину удобнее рассматривать страны «восьмерки» в большей степени как рынок сбыта и придаток к своей экономике, в то время как Россия преимущественно продвигает в ШОС военно-политическую и антитеррористическую активность. То есть сторонам для успеха «восьмерки» придется как-то договариваться, поскольку и Москва, и Пекин имеют претензии на влияние еще и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И тут друг без друга им не обойтись. 

Но чего достиг ШОС на сегодняшний день? В сфере безопасности и как организация — малого: в основном, тон тут задают ОДКБ и российско-китайское сотрудничество. Назарбаев на недавнем саммите глав государств ШОС настаивал на экономической кооперации в рамках организации. Говорил он и о создании зоны свободной торговли — ее все еще нет, как и анонсированного инвестиционного банка. Но серьезная торговля требует серьезных транспортных и инфраструктурных возможностей, которые уже налицо со вступлением в организацию Индии и Пакистана.
 
В частности, государства ШОС получили хорошую перспективу для создания транспортного и энергетического коридоров с выходом к Индийскому океану и в бассейн Каспия с пониженными политическими рисками. А значит, и с повышенной привлекательностью прокладки нефте- и газопроводов Туркмения — Афганистан — Пакистан — Индия; морского трубопровода Иран — Пакистан — Индия; строительства автомобильных дорог; линий электропередачи и т. д.

Теоретически — не так-то мало, но практически — не слишком много, поскольку на реализацию всех привлекательных проектов понадобится много времени, денег, а, главное, обеспечение безопасности региона. Последнее видится самым важным. Собственно, это вовремя поняли Индия и Пакистан, доказательством чему их вступление в ШОС — несмотря на вражду и общее «темное» прошлое.

Кроме того, связка Дели и Исламабада в одной организации уже не позволит США использовать Индию в качестве противовеса России и Китаю, и будет способствовать смычке Пакистана и Индии с Афганистаном, находящимся под террористическим гнетом с его проекцией на Центральную Азию. Понятно, что Москва и Пекин не могут допустить расползания терроризма до своих границ, и присутствие в ШОС Индии и Пакистана может, в этой связи, оказаться весьма кстати.

И теперь дело в собственно Афганистане — его способности защитить себя и использовать заслонные возможности ШОС. А также в коллективных стараниях последней не дать себя разрушить — как изнутри, так и извне. То есть структуры ШОС должны сосредоточить все свое внимание на соответствующих опасностях, их прогнозировании и планировании вариантов реагирования. 

Ирина Джорбенадзе
Вернуться назад