Списали и не забыли: за что Россия прощает долги другим странам

Списали и не забыли: за что Россия прощает долги другим странам

20 июня в Москве побывал с официальным визитом президент Киргизии Алмазбек Атамбаев. Одной из главных новостей после его встречи с Владимиром Путиным стал подписанный сторонами протокол о списании Россией долга Киргизии в размере 240 миллионов долларов. И снова начался спор о щедрости: почему Россия всем всё прощает. 

Максим Жаров объясняет, ради чего страна, которая находится под санкционным давлением США и Евросоюза и испытывает проблемы с наполнением бюджета в результате падения цен на нефть, списывает долги. 

Списание долгов другим странам - это весьма распространённый, однако и высокорисковый геополитический инструмент, который позволяет стране-кредитору добиться от страны-должника серьёзных экономических или политических преференций. Поэтому списывает долги не только Россия, но и все остальные ведущие державы мира, входящие в состав G20. 

За последнюю четверть века Россия делает это регулярно. Как правило, происходит списание по следующим причинам. 

Во-первых, речь идёт о долгах других стран перед Россией, перешедших к ней ещё от СССР, возврат которых по каким-либо причинам невозможен. Так, например, в 2014 году Москва простила Кубе 90 процентов её долга перед СССР, сумма накопленной и списанной задолженности составила около 31,7 миллиарда долларов. В 2012 году Россией был практически полностью списан долг КНДР на сумму 11 миллиардов долларов. Он образовался из-за кредита, который был выдан Северной Корее Советским Союзом на развитие промышленности, закупку вооружений и другие нужды. 

Очевидно, что "хронические должники" России имеют важное геостратегическое значение в своих регионах. Поэтому списание им долгов происходит, конечно, не безвозмездно. 

В обмен страна-должник заключает с Россией новые контракты, например, на разработку полезных ископаемых, поставку газа и нефтепродуктов, развитие транспортной инфраструктуры и энергетики. 

Так, остаток долга Северной Кореи перед Россией обслуживается по схеме "долг в обмен на помощь" в сфере образования, здравоохранения и энергетики. Поэтому, например, в период с января по март 2017 года Россия поставила в КНДР уголь на сумму 26,7 миллиона долларов и нефть на сумму 1,2 миллиона долларов. А в начале июня под американские санкции попала российская "Независимая нефтяная компания", которая как раз и поставляла нефть в КНДР. 

Другим вариантом ответной реакции на списание может быть отказ страны-должника от каких-либо претензий по другим долгам или имуществу. Так, например, в декабре 2014 года Россия простила Узбекистану долг по кредиту в размере 865 миллионов долларов, который тот получил от России в 1992-1993 годах. Узбекистан в обмен на списание этого долга отказался от своих претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР. 

Наконец, списание долгов одной страной другой может происходить в обмен на политическую лояльность должника или его политическую поддержку. Конечно, такие договорённости между страной-кредитором и страной-должником никогда не фиксируются официально. Даже более того, такие договоренности в отношениях двух государств всегда опровергаются их официальными представителями. Тем не менее такие договорённости существуют, и в них нет ничего необычного. 

Как правило, списание долгов используется как инвестирование в политическое будущее страны и её действующего или будущего руководителя. Визит в Москву президента Киргизии Алмазбека Атамбаева происходит накануне выборов в этой стране, которые состоятся в октябре. Дважды - в 2005 и 2010 годах - в Киргизии происходили "бархатные" перевороты, сопровождавшиеся многочисленными человеческими жертвами среди мирного населения. 

Недопущение повторения "тюльпановых революций" в Киргизии, которая является ключевым геополитическим "перекрестком" в Средней Азии - одна из важнейших задач России в этом регионе. И об этом прямо заявил во вторник по итогам переговоров с Атамбаевым президент России Владимир Путин. 

Поэтому, начиная с 2011 года, когда к власти в Киргизии пришел Алмазбек Атамбаев, Россия проводит в Киргизии политику финансовой и политической поддержки действующей власти. Списание задолженности Киргизии, накопленной при её предыдущих руководителях, проводится в рамках "официальной помощи развитию Киргизской Республики". В ходе переговоров с Атамбаевым Владимир Путин напомнил, что на поддержку киргизского бюджета российской стороной ежегодно предоставляется 30 миллионов долларов, с 2012 года общая сумма таких грантов составила 255 миллионов долларов. 

Алмазбек Атамбаев не будет участвовать в президентских выборах в октябре - он выдвигает в качестве преемника нынешнего премьер-министра Киргизии Сооронбая Жээнбекова. Владимир Путин познакомился с ним весной этого года в ходе визита в Бишкек. Таким образом, прощение Россией долгов Киргизии - это в том числе и политическая инвестиция Москвы в этого кандидата в президенты. 

Впрочем, непростой опыт взаимоотношений России со своими главными "политическими должниками" на постсоветском пространстве - Белоруссией и Украиной - показывает, что политическое инвестирование в того или иного политика посредством кредитования его страны или списания её долгов оправдывается далеко не всегда. 

Самый печальный пример - выданный Россией Украине в декабре 2013 года кредит на 3 миллиарда долларов на поддержку теряющего власть президента Украины Виктора Януковича. Теперь новые власти в Киеве не признают этот кредит суверенным долгом, результатом чего стало судебное разбирательство между двумя странами в Высоком суде Лондона. 

Политические инвестиции России в президента Белоруссии Александра Лукашенко осуществляются все двадцать с лишним лет его нахождения у власти, однако Лукашенко не только постоянно пытается переориентироваться в своей политике с России на Запад, но и в последнее время просто отказывается платить по долгам. 

В настоящее время между Россией и Белоруссией действует восемь межправительственных соглашений о предоставлении Белоруссии кредитов на сумму более 15 миллиардов долларов. На начало 2017 года задолженность Белоруссии по этим соглашениям составляла с учётом начисленных процентов 6,2 миллиарда долларов. Россия категорически отказывается списывать этот долг, поскольку для Кремля совершенно очевидно политическое непостоянство Александра Лукашенко во всем его цинизме и многообразии попыток обмануть "стратегического" партнёра.
 
Максим Жаров
 

Вернуться назад