Децентрализация без самоуправления: что скрывают украинские власти

На минувшей неделе свой 25-летний юбилей прездновала Ассоциация городов Украины. В приветственном слове президент Украины Петр Порошенко заявил о крепнущих в стране децентрализационных процессах. Однако эксперты уверяют, что все не так однозначно
30 июня на праздновании годовщины Ассоциации городов Украины Петр Порошенко рассказывал об успехах децентрализации Украины.

«За это время (с 2014 года — ред.) местные бюджеты выросли на 100 млрд грн. Уверен, что в 2014 году очень мало кто верил в цифру 100 млрд грн… Эти миллиарды — отремонтированные или построенные дороги, школы и больницы. Это — закупленная в городах коммунальная техника, троллейбусы и трамваи. Выиграл каждый город»,
 — отмечал Порошенко.

Во время выступления, он припомнил и то, что было до его президентства.

«За это время громады пережили и чрезвычайно сложные 90-е, когда городские бюджеты надо было собирать буквально по нитке. И как их наполнять никто не подозревал. И централизацию, которая из года в год росла, несмотря на обещания лидеров, и доля общенационального бюджета росла, а общины все больше и больше зависели то ли от ул. Банковой, то ли от ул. Грушевского, когда везде надо было ездить с протянутой рукой или сумками», — сравнивал Порошенко себя и «попередников».

Однако у экспертов по вопросам местного самоуправления совсем другое мнение. При Порошенко страна стала еще централизованней, а увеличение бюджетов на местах — иллюзорно.

Хаотичность и несогласованность

Одна из острых проблем украинского самоуправления — его несогласованность.

«У нас есть определенный хаос в местном самоуправлении потому, что мы с самого начала на договорились, не разработали доктрину местного самоуправления. Мы не согласовали между собой: а что мы считаем местным самоуправлением, кто является основным носителем местного самоуправления и по какой модели его организовать», — считает вице-президент Союза лидеров местных и региональных общин Украины Василий Куйбида.

В качестве примера Куйбида приводит три основных нормативных акта: Конституцию Украины, закон Украины «О местном самоуправлении на Украине» и Европейскую хартию местного самоуправления. Эти документы трактуют самоуправление по-разному. Конституция и Европейская хартия называют его естественным правом, в то время, как закон указывает, что это «право, гарантированное государством».

Кроме того, в украинских нормативно-правовых актах основным носителем местного самоуправления является территориальная община, в то время, как в Европейской хартии, ратифицированной Украиной, а следовательно имеющей приоритет перед украинскими законами, носителем самоуправления является местная власть.

Есть проблемы и несогласованности и в других законах.

«У нас некодифицированное муниципальное законодательство, и наши служащие местного самоуправления ходят по минному полю», — резюмировал Куйбида.

Куйбида — бывший министр регионального развития Украины, экс-нардеп, один из авторов Конституции Украины — политический «старожил». Его сложно заподозрить в незнании украинских законов и реалий самоуправления на Украине.

В свою очередь, другие эксперты указывают на то, что Порошенко выстраивает жесткую вертикаль власти на Украине.

«Контроль центра над регионами последние года два только усиливается. Это связано с усилением центральной власти, разрушением конкурирующих олигархов, войной и концентрацией военных и силовых инструментов», — заявлял в одном из комментариев Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.

Не спасает дело и якобы большая финансовая независимость регионов, которую якобы предоставляет им новая власть.

Бюджеты растут. Номинально

Рассказывая об успехах децентрализации президент акцентирует внимание в первую очередь на большую финансовую независимость регионов.

На деле же все не так радужно. Ведь рост бюджетов зачастую есть только на бумаге.

«Децентрализация сегодня заключается в том, что сегодня создано 10% административно-территориальных громад, то есть удалось объединить населенные пункты в более крупные административно- территориальные пункты. Государство оказывает им прямое субсидирование и кое-где за эти деньги удается провести эту процедуру. Но местное самоуправление получает не больше денег в номинальном выражении, нежели оно получало три года раньше. Вместе с тем долю местных бюджетов в центральном бюджете сократили. Если местные бюджеты в 2013 году получали 21 % финансирования, то сегодня это 18%. Если же посчитать по сегодняшнему курсу по отношению к доллару то сегодняшнее финансирование местных бюджетов на 40% меньше, чем оно было раньше. Пока что успехи сомнительны в этом процессе, и работать в этом направлении правительству еще надо много», — отмечает в комментарии Ukraina.ru политолог Руслан Бортник.

В итоге, регионы выкручиваются, как могут. В частности, пытаются хоть как-то перераспределить имеющиеся деньги. В итоге, то, что должно идти на инфраструктуру, идет на образование и здравоохранение.

Проблема есть, она назрела и о ней знают в правящей партии. Так, один из членов БПП, а ныне — мэр Киева Виталий Кличко сегодня во время круглого стола, посвященного проблемам местного самоуправления заявил: денег не хватает, а государственные субвенции хаотичны.

«Одной из крупнейших проблем, с которой ко мне обращаются как к председателю Ассоциации городов члены нашей организации, является определение объема делегирования муниципальной власти полномочий правительства. Сегодня государство хаотично передает полномочия, например, в сфере социальных льгот и субсидий. Проблема заключается в том, что право на получение льгот определено законами и его вводила центральная власть. А финансирование таких льгот фактически переложило на местные власти. И мы вынуждены отвлекать значительные ресурсы с программ благоустройства, развития жилищно-коммунального хозяйства, строительства дорог на финансирование общегосударственных льгот», — подчеркнул Кличко.

За примерами в Киеве далеко ходить не надо: советская инфраструктура украинской столицы уже не выдерживает нагрузки, свидетельством чему — гейзеры, возникающие подчас на улицах города.
 
 
Указал Кличко и на тот факт, что права и полномочия муниципалитетов до сих пор не закреплены в законодательстве Украины, из-за чего крупные города подчас взваливают на себя бремя по обеспечению жизнедеятельности близлежащих поселков.

«В целом сегодня под маркой децентрализации глубинные реформы не проводятся. Местные органы самоуправления особых полномочий не получили. В Европе децентрализация шла 40-50 лет, например в странах Скандинавии. А в Украине это пытаются это сделать за пару лет. Реформа децентрализации заключается в том, что органы местного самоуправления получают больше денег и полномочий, а больше денег тоже получили только номинально», — заявляет в свою очередь Бортник.

Таким образом, обещанная децентрализация оказалась пустышкой: субвенции местным бюджетам сокращаются, последние если и растут, то только в числовом измерении и то, из-за инфляции, а остающиеся у местных общих на руках скудные средства они вынуждены перераспределять на переложенные на их плечи государством новые статьи расходов, из-за страдает местная инфраструктура. Получается замкнутый круг, выхода из которого на Украине пока не видно.
 
Николай Подкопаев
Вернуться назад