Грядёт квотоперемога: Брюссель спасает себя, а не Украину

ЕС согласился увеличить квоты на украинскую продукцию. 28 июня Комитет постоянных представителей стран–членов Евросоюза (COREPER) одобрил компромиссный вариант торговых преференций для Украины, а 4 июля он был принят на заседании Европарламента.

В основном они касаются вывоза сельскохозяйственного сырья и, как сказано в официальном евросоюзовском пресс-релизе, «направлены на улучшение доступа украинских экспортеров на рынок ЕС с учетом тяжелой экономической ситуации и экономических реформ». Министр аграрной политики Украины Тарас Кутовой считает, что решение Брюсселя позволит «расширить наши экспортные возможности» на $0,2 млрд.

«Жест ощутимой поддержки»

Во-первых, квотоперемога имеет явный сырьевой уклон. Украина получит дополнительные квоты на беспошлинный ввоз 2,5 тыс. т. меда, 3 тыс. т. обработанных томатов, 0,5 тыс. т виноградного сока, 4 тыс. т овса, 65 тыс. т пшеницы, 625 тыс. т кукурузы, 325 тыс. т ячменя, 7,8 тыс. т крупы и гранул некоторых зерновых.

Предусмотрены послабления и для экспорта промышленных товаров. Полностью сняты ввозные пошлины на удобрения, красители, пигменты и другие окрашивающие вещества, обувь, медь, алюминий, а также на оборудование для телевидения и звукозаписи. Ранее они составляли 3-17% и должны были обнулиться за период 3-7 лет после подписания соглашения об ассоциации. Теперь они одномоментно обнуляются, но производителям вряд ли удастся завалить европейский рынок своим товаром. К примеру, доля обуви украинского производства на внутреннем рынке колеблется в диапазоне 30-40%, а красители для ее производства полностью импортируются. Зато решение Брюсселя облегчит европейским брендам работу по давальческим схемам с украинскими «подсобниками».

Во-вторых, решение COREPER - это всего лишь одна из стадий процесса, который начался давно и еще не закончен.
 
Как заявила советник министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая, об увеличении квот Киев запросил практические сразу после подписания соглашения об ассоциации. В прошлом году на торговых преференциях «настаивал» глава Кабмина Владимир Гройсман, а в июне 2017-го специальные обращения к Европарламенту (ЕП) приняли народные депутаты. Об увеличении квот, как о свершившемся факте, объявили 30 сентября 2016-го, но из-за характерных для Брюсселя жутких бюрократических проволочек процесс затянулся еще на год.
 
«Окончательное решение о введении торговых преференций для Украины должно быть утверждено ЕП на пленарном заседании в июле. Положение о преференциях должно быть опубликовано и вступить в силу до конца сентября», - говорится в пресс-релизе по итогам заседания COREPER.

Совет ЕС

В-третьих, изначально Киев просил больше. «Мы должны тоже понимать, что, скорее всего, украинская сторона просила расширить квоты еще больше и на еще большее количество продуктов. Но ЕС ведет политику протекицонизма, к сожалению, такая политика очень популярна. Они пытаются защищать своего товаропроизводителя и, конечно же, не очень рады пускать товары из Украины», - объясняет директор аграрных консультационных программ Лина Доценко.

Хотя конкретные цифры не раскрываются, 22 сентября прошлого года в своей статье В. Рутицкая упомянула товарные категории, по которым Украина хотела бы получить дополнительные объемы квот. Это сахар, крахмал, мед, соки, зерновые и продукты их переработки, обработанные томаты, мясо птицы. Единственную цифру советник министра озвучила по сахару – 300 тыс. т, при сегодняшней квоте в 20,07 тыс. т. Спустя неделю Еврокомиссия (ЕК) опубликовала решение, по которому беспошлинный ввоз украинского сахара, как и крахмала, не был увеличен ни на грамм. Также Киев претендовал и на отдельные квоты для производителей биопродукции, но Брюссель не пошел навстречу и в этом вопросе. Более или менее ощутимые объемы беспошлинного доступа на европейский рынок получили только зерновые.

Позже одобренные торговые преференции урезал ЕП. В ходе обсуждения на заседании профильного комитета объемы беспошлинного ввоза меда были снижены на 0,5 тыс. т, обработанных томатов на 2 тыс. т, ячменя и кукурузы на 25 тыс. т, пшеницы на 35 тыс. т. Полностью из перечня товаров исключена мочевина. «Несмотря на политические и экономические трудности, с которыми сейчас сталкивается Украина, мы не можем предлагать новые значительные торговые льготы Киеву, когда наши фермеры все еще борются с глубоким сельскохозяйственным кризисом», - прокомментировал ситуацию глава аграрного комитета Чеслав Адам Секерски.

Кроме того, само решение Брюсселя имеет ряд нюансов. Речь идет не об увеличении квот на постоянной основе, а об «автономных торговых преференциях» сроком на три года, к тому же, корректируя решение ЕК, европарламентарии предусмотрели применение мер для защиты европейских производителей. В частности, теперь не только государства-члены ЕС, но и отдельные предприятия смогут потребовать специального расследования в отношении украинского экспорта. Такое решение, по мнению докладчика от ЕП Ярослава Валеса, «обеспечивает поддержку торговли с Украиной при одновременной защите уязвимых для фермеров и промышленности ЕС интересов». Более того, брюссельские чиновники всерьез считают себя спасителями утопающих. «Эти меры – это жест ощутимой политической и экономической поддержки Украины с нашей стороны», - торжественно заявил министр экономики Мальты Кристиан Кардон по итогам промежуточного решения COREPER.

Расширяя квоты, Брюссель спасает себя, а не Украину

Конечно, сколько-нибудь заметного макроэкономического эффекта для украинской экономики расширение квот не даст. Цифра $200 млн. от Т. Кутового - это просто количество товара, на которые были расширены квоты, в денежном выражении. Потенциал дополнительной экспортной выручки для страны мизерный (+0,44%). Но правильнее считать именно экономию на пошлинах, которая будет многократно меньше, а если смотреть на ситуацию с учетом альтернативных рынков сбыта, то выгоду и вовсе придется рассматривать под микроскопом.
 
Украинские экспортеры умеют считать и не хотят поставлять товары в ЕС сверх квотируемых объемов, а по некоторым товарным группам не закрывают часть уже предоставленных квот. «Для наших производителей более маржинально, например, эти продукты поставлять в другие страны мира, в том числе в страны Азии. Поэтому вопрос незакрытия определенных квот иногда лежит в призме того, где наш производитель получит прибыль» - объясняет В. Рутицкая.

В торговых делах ЕС регулирует поставки украинской продукции, исходя исключительно из своих собственных соображений. В 2017 году без всякого шума ЕС увеличил квоты, например, на поставки пшеницы (+10 тыс. т), ячменя (+10 тыс. т), кукурузы (+50 тыс. т), мяса птицы (+2 тыс. т), этанола (+14,6 тыс. т). Часть из них Украина вообще не использует или использует не полностью. Так, квота по этанолу за первую половину этого года закрыта всего на 0,8%, схожая ситуация и с другими товарными группами, за исключением меда, соков и зерна. Правда, покупателей на украинскую кукурузу, пшеницу и ячмень хватает и без ЕС.

Увеличить беспошлинный поток зерна Брюссель решил отнюдь не из любви к украинским аграриям. «В Румынии, которая является вторым производителем европейской кукурузы, из-за засухи уже третий год подряд является неурожайным, и каждый год показатель валового сбора ниже предыдущего. Поэтому расширенные зерновые квоты, скорее всего, не является уступками Украине, а вынужденными шагами для собственного европейского потребителя», - поясняет Мария Колесник, руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА .

Аналогичная ситуация во Франции и Испании и, по прогнозам аналитиков, к концу сезона запасы зерновых в Евросоюзе достигнут самой низкой точки за последние тринадцать лет. Восполнить брешь и таким способом удержать цены на хлеб на своем внутреннем рынке Брюссель планирует за счет украинских подопечных. Но года через два-три, когда европейские урожаи вырастут, беспошлинная дверца без сомнения будет закрыта.

В Киеве так далеко не заглядывают и о цене хлебобулочных изделий для собственных граждан не думают, а потому легко ловятся на европейскую удочку. Фактически план по предоставлению «автономных преференций» закрепляет за Украиной роль даже не аграрного, а зернового придатка Европы. Этот статус шаток и зависим от многих факторов, на которые при всем желании Киев повлиять не может. Но праздновать квотоперемогу он, конечно, не помешает.
 
Николай КОРИНЬ 
Вернуться назад