$160 млн за костяк энергосистемы
Торги по продаже блокирующих пакетов (25%) в «Одессаоблэнерго», «Донецкоблэнерго», «Донбассэнерго», «Сумиоблэнерго», «Днепроэнерго», «Днепрооблэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго» назначены на 15-18 августа. Самый дорогой актив – «Киевэнерго», за который попросят 759,633 млн. грн. ($30 млн.), а всего ФГИ планирует выручить за восемь объектов 4,14 млрд. грн. ($160 млн.). Деньги, конечно, смешные, особенно если учитывать, что ранее НКРЭКУ подсчитывала активы облэнерго под внедрение «стимулирующего тарифа» для потребителей электроэнергии, где фигурировали совсем другие цифры. «Там "Днипрооблэнерго” оценено примерно в 12 млрд. грн.! А здесь хотят продать где-то за 750 млн. грн.», - недоумевает член комитета Верховной рады по ТЭК Лев Пидлесецкий.
Впрочем, получить даже эти мизерные средства Киеву будет сложно.
Во-первых, торги могут просто не состояться. «Это уже 20-я или 30-я попытка приватизации. У нас в 2014, 2015 годах в списке приватизации уже было и "Киевэнерго”, и "Турбоатом”. и Одесский припортовый завод, "Центрэнерго”, однако дальше болтовни дело не пошло. Так будет и в этот раз», - считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В апреле прошлого года ФГИ уже переносил аукционы по продаже от 46-70% акций «Хмельницкоблэнерго», «Николаевоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Тернопольоблэнерго», «Запорожьеоблэнерго» и «Черкассыоблэнерго». Председатель ФГИ Игорь Билоус тогда пояснил, что отложил приватизацию до того момента, пока не заработает новый принцип ценообразования на электроэнергию - так называемый RAB-тариф. Но дело в том, что с тех пор ничего не изменилось, он не работает и сейчас.
Суть RAB-тарифа в том, что он гарантирует новым собственникам стабильный уровень доходности в зависимости от стоимости предприятия и новых инвестиций в его развитие. «Первый регуляторный период: доходность 1-3% на старую базу активов, доходность 16-17% на новую базу активов…
Половина средств, сэкономленных за счет сокращения потерь в сетях, может оставаться в качестве прибыли компании», - объясняет бывший член НКРЭКУ Андрей Герус. К примеру, годовой доход «Киевэнерго» после ввода RAB-регулирования вырастет с нынешних 570,62 млн. грн. до 1207,05 млн. грн. (+112%). Для потребителей такая «реформа» означает рост тарифов на 10-50%, в зависимости от того как она будет внедрена. «Без этих нововведений иностранные инвесторы боятся участвовать в приватизации», - подчеркивает И. Билоус.
Во-вторых, даже если покупатели найдутся, «время для приватизации крайне неудачное», напоминает А. Антонов. Изношенная инфраструктура, низкая платежеспособность потребителей, рост задолженности и общая тяжелая экономическая ситуация в стране не способствуют росту цены актива. Вдобавок «любое имущество, даже приватизированное, государство может легко отобрать. А могут и рейдеры отобрать. Количество рейдерских захватов в последнее время возросло в разы», - напоминает директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Чтобы привлечь покупателей, цену наверняка придется снижать, как это было с Одесским припортовым заводом (ОПЗ). В 2009 году его продали за $625 млн., но тут же опротестовали результаты аукциона в суде, назвав цену неадекватной. В 2016 году его снова выставили на приватизацию, что, по словам И. Билоуса, вызвало интерес у более 20 известных публичных иностранных компаний, которые торгуются на Лондонской и Нью-Йоркской биржах. Тогда предприятие попытались продать за $521 млн., но «после знакомства с пакетом документов и изучения ситуации на Украине и вокруг завода все они выразили неготовность участвовать в конкурсе», пояснили в ФГИ. После этого стартовая цена была снижена до $150 млн., но покупателей снова не нашлось.
Ситуация сложная, время неудобное, но выбор невелик, Киеву нужен новый кредитный транш. Согласно меморандуму с МВФ, в первой половине 2017 года Украина обязалась приватизировать целый ряд предприятий, среди которых кроме облэнерго числятся ОПЗ, «Укрспирт», «Турбоатом» и «Центрэнерго». Пока по всем крупным объектам прогресс нулевой и распродажа госимущества может провалиться точно так же, как и в прошлом году, когда из планируемых 17,1 млрд. грн. (около $660 млн.) бюджет получил только 189 млн. грн. ($7,3 млн.), а потому нужно продать хоть что-то. «Надо показать МВФ, что мы что-то делаем. На сегодняшний день ситуация такая, что пока у Петра Алексеевича карандашик не будет лежать на столе и листочек, где он проставит, кому из олигархов отдаст какой объект, никакой приватизации не будет», - считает А. Охрименко
«Скорее всего, никакого интереса к активам иностранный частный капитал не продемонстрирует, и покупателями станут украинские олигархи, которым, в принципе, энергосистема уже принадлежит. Для них приватизация будет означать получение большей свободы, а значит тарифы будут расти значительно быстрее», - считает А. Антонов. На сегодня 72,9% акций «Днепроэнерго», 71,82% «Киевэнерго», 70,91%, «Западэнерго», 70,65% «Донецкоблэнерго» и 51,5% «Днепрооблэнерго» принадлежит ДТЭК, энергетической корпорации Ритана Ахметова. С ним будет проще всего.
Контрольный пакет акций «Одессаоблэнерго» (60%) сосредоточила в своих руках компания VS Energy, собственниками которой являются российские бизнесмены Александр Бабаков, Александр Воеводин и Евгений Гринер. Также им принадлежит 30% «Сумыоблэнерго», еще 34% акций у Игоря Коломойского. Сложнее с «Донбассэнерго», поменявшему за последние годы несколько владельцев. В 2013 году предприятие было продано Игорю Гуменюку, а затем уже в 2016-м его собственниками стали американец Роберт Бенш и грек Андреас Церни.
Но RAB-регулирование все равно будет. 27 июля НКРЭКУ завершилаформирование законодательной базы для внедрения нового принципа тарифообразования, что, по словам главы регулятора Дмитрия Вовка, «позволит привлекать инвестиции, повысить энергоэффективность, надежность и качество услуг, а в дальнейшем и снизить тарифы». Все эти тезисы, мягко выражаясь, спорны.
RAB-регулирование – явление для Украины не новое. Еще в 2001 году оно было введено правительством Виктора Ющенко для 5 облэнерго. Благодаря нововведению собственники получили гарантированные 17% прибыли на вложенный капитал, что должно было стимулировать модернизацию. Но вместо того чтобы устроить инвестиционный бум, олигархи принялись выводить из предприятий полученную прибыль.
«НКРЭКУ плохо изучил опыт предшественников и решил еще немножко походить по тем же граблям», - считает руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий. При ближайшем рассмотрении нынешний вариант реформы еще хуже. Владельцы облэнерго фактически будут получать деньги за то, что у них находится собственность и быстро компенсируют затраты на приватизацию за счет повышения тарифов для населения и промышленности.