Зачем Россия раздарила больше $1 миллиарда разным странам?

Несмотря на кризис, санкции и затягивание поясов, наша страна продолжает «дарить» деньги соседям по бывшему СССР .

Когда жители русских городов видят лица студентов другой расы, они видят будущее отношений с этими странами. Именно кадры, подготовленные в советское время, являются основой современных отношений со многими странами.

ПОМОЩЬ РАСТЕТ КАК ЛАВИНА
Россия - щедрая душа! Лишь в прошлом году на экономическую помощь разным государствам ушло более миллиарда долларов!

Год от года размеры подарков только растут.

Судя по докладу Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), с 2005 года Россия увеличила расходы на международную помощь в 10 раз!

Скачок расходов на поддержку зарубежных стран случился в 2009 году. Тогда наше правительство выделило 785 миллионов долларов разным государствам. Для ускорения восстановления после мирового кризиса 2008 года даже создали Антикризисный фонд ЕврАзЭС (ныне - Евразийский фонд стабилизации и развития).

Правда, с 2010 года поток финансовых подарков уменьшился было - до $472 миллионов. Но уже с 2013-го «золотой дождь» на партнеров пролился с новой силой. Даже несмотря на кризис 2014 года поток денег за бугор лишь возрастал, к 2015 году достигнув $1,16 миллиарда.

Всего же с 2011 по 2016 годы Россия в виде помощи напрямую перечислила $3,141 миллиарда, а с учетом многосторонней помощи (через международные организации) вышло и вовсе $4,717 миллиарда.

ЛЮБОВЬ К АЗИИ
Безусловный рекордсмен среди стран СНГ, получающих российскую помощь, - Киргизия. За 5 лет она только напрямую получила от нас почти $653 миллиона. Полмилиарда из них - наш взнос в уставной капитал Российско-Киргизского фонда развития (см. таблицу).

Кому помогает Россия
Таджикистан в виде гуманитарной помощи получил за это же время $79,57 миллиона. Любопытно, что Россия - вовсе не главный спонсор среднеазиатского государства: доля нашей страны в общем объеме помощи составила 12,6%, тогда как доля Германии - 23,3%.

В списке же стран дальнего зарубежья, которые получают экономическую помощь из России, лидирует Куба. За 5 лет туда ушло $537,3 миллиона. На втором месте - Северная Корея почти с 200 миллионами. В этом списке есть и вовсе экзотические государства, куда текут наши деньги - Марокко, Танзания, Кения…

Есть и еще один вид «содействия развитию» - списание долгов. На первом месте - вновь Киргизия. В первой половине прошлого года мы сначала простили ей $30 миллионов долларов, а в июне 2017-го - $240 миллионов. Подфартило и Монголии. Ей в прошлом году Россия списала $174,2 миллиона долгов…

БОГАТЫЕ И БЕДНЫЕ
Но на что же идут наши деньги? Неужели мы и вправду такие богатые, чтобы раздавать их бедным соседям? - удивились мы и позвонили одному авторов доклада, старшему научному сотруднику РАНХиГС Юрию Зайцеву:

- Эти деньги обычно идут на социально-экономическое развитие стран, прокомментировал он «КП». - При том вовсе не обязательно, что помощь оказывается в денежной форме. Это может быть и помощь в натуральной форме, гуманитарная, техническая помощь, конкретные целевые проекты.

- А зачем нам это надо?

- Есть политические компоненты - отстаивание своих национальных интересов в определенных регионах. Есть и экономические. Россия, оказывая помощь через технические проекты, помогает нашим национальным экспортерам продвинуться в конкретные страны. Допустим, мы оказываем помощь в строительстве электростанции, но ставим ряд условий. Например, что поставку расходных материалов, ремонт, обслуживание делает только наша сторона - и уже за деньги.

Пример - та же самая евразийская интеграция, которая является для нас внешнеэкономическим приоритетом. Некоторые страны, такие как Армения и Киргизия, не могут в условиях сложившегося регионального рынка эффективно в ней участвовать. Им нужна точечная поддержка отдельно взятых отраслей. Взять Российско-Киргизский фонд развития, в который наш взнос в итоге составит 1 миллиард долларов. Через него на льготных условиях уже сейчас поддерживается немало проектов. Например, энергетика, текстильная промышленность, машиностроение, сельское хозяйство, малый и средний бизнес.

- Это понятно. А Тунис, Гвинея, Танзания и Кения? Какие у нас там интересы?

- В странах к югу от Сахары работают немало российских корпораций в добывающем секторе экономики, в том числе «Лукойл», «Русал», Газпром. И участие в развитии местной инфраструктуры тоже помогает российскому бизнесу. Важна и политическая поддержка со стороны стран-реципиентов. Так что все это - не впустую потраченные деньги.

«Это трезвый расчет»
- Помощь другим странам - инструмент влияния и продвижения своих интересов. Позволить ее себе могут немногие государства - те, кто относится к разряду влиятельных. Российская политика тут отличается от советской практики . Она избавлена от идеологического фактора. И основывается, прежде всего, на экономике, а затем уже - на политрасчете.

Эту помощь можно разделить на два направления. Первое - помощь странам бывшего СССР. Здесь идет процесс евразийской интеграции. Пусть про него мало говорят, он, на самом деле, достаточно успешен. Он прошел первые этапы и выходит на новый уровень. Тут уже возникли сложные экономические расчеты, смысл которых - уравновешивание перекосов в экономических отношениях.

Второй фактор - безопасность. В Средней Азии это позволяет светским режимам удержаться от падения в хаос, а ведь за их рубежами - уже Россия.

В европейской части политический расчет понятен - сдерживание экспансии Запада, стремящегося к смене режимов и установления контроля над регионом - пример Украины у всех перед глазами.

Помощь в дальнем зарубежье явно продиктована экономическими расчетами. Если присмотреться к странам, которым она оказывается, видно: там присутствуют или туда проникают российские компании, осваивающие месторождения полезных ископаемых, либо создающих рынок, закрепляя его за собой.

В некоторых странах, например, в Никарагуа, Россия выступает негласным партнером Китая, стремящегося к реализации масштабных проектов. Кроме того, наше присутствие в этом регионе, который США давно считали своим, снижает давление уже на нашем континенте.

Прощение долгов - непопулярная темы у широких слоев населения. Но простое изучение вопроса помогает понять, что это правильные расчеты по продвижению влияния: прежние долги вернуть проблемно или тяжело, их прощают, но в связке с новыми экономическим соглашениями, которые продвигают интересы России.

Есть и еще фактор - гуманитарный. Это развитие связей по обмену людьми, работа специалистов, подготовка, обучение кадров для этих стран. И когда жители русских городов видят лица студентов другой расы, они видят будущее отношений с этими странами. Именно кадры, подготовленные в советское время, являются основой современных отношений со многими странами, упомянутыми в списке.

А участие в смешанной международной помощи - это реальное взаимодействие по решению проблем в странах, попавших в поле зрения мировых держав, живое сотрудничество по решению мировых проблем. Это нужно, если мы хотим, что бы наша страна входила в число держав, определяющих развитие планеты.

Алексей Овчинников
Вернуться назад