Впечатление политического эмигранта из Украины о современной России
Память является одним из определяющих свойств Homo sapiens. Накапливая, анализируя и обобщая свой прежний опыт, опыт других людей мы познаем мир. И эта познавательная деятельность, мышление, с одной стороны, отличает нас от других живых видов, а с другой, способствует интеллектуальному развитию и духовному росту.
С этой точки зрения любопытно было сравнить отношение к прошлому в столицах двух некогда братских, союзных республик. Оба эти мегаполиса имели одинаково давнее происхождение и яркую историю. И в обоих городах пришлось жить на протяжении длительного времени и познавать их повседневность и ментальность изнутри.
История первого из них, Киева для меня – это, прежде всего, памятники Древней Руси: Софийский собор, Михайловский и Выдубицкий монастырь, Кирилловская церковь, Золотые ворота и, конечно же, Киево-Печерская лавра. О каждом можно говорить бесконечно. Посещение их - это погружение в историю крещения и христианизации Руси. А Золотые ворота – это еще и свист стрел, звон мечей, клич полчищ Батыя, осаждавших Киев. Отдельное место занимает имперский период – Владимирский собор и Киевский университет. Это - величие и блеск царствования Николая I и Александра III. Это – дух свободолюбие. И православное смирение – особенно при созерцании фресок Владимирского собора, расписанных самыми выдающимися художниками империи – Васнецовым, Нестеровым и другими.
Но если в украинской столице памятники XIX века лишь дополняют исторический интерьер, то в российской – имперский дух составляет саму его сущность. Красная площадь, Кремль, Храм Василия Блаженного, Храм Христа спасителя поражают своими масштабами и великолепием. А сталинские высотки, такие как здание МИДа или МГУ, олицетворяют имперскую громадность и подчеркивают имперскую преемственность. Империя - это Арбат. Но у этого места совсем другой дух. Мощь сменяется здесь философско-поэтическим свободомыслием и независимостью. И это тоже сущность империи – ее другая сторона.
Когда я жил в Киеве предметом гордости для нас было то, что этот город имел более давнюю, чем Москва историю - являлся «матерью городов русских». Конечно, с точки исторической справедливости первыми столицами Руси были Старая Ладога и Великий Новгород. Но все же период блеска Древней Руси ассоциировался с Киевом. По этой причине мы любили похвастаться перед москвичами тем, что в эпоху, когда Москва только-только строилась, «мать городов русских» была уже мировой столицей и своим блеском затмевала любой из европейских городов.
Однако все изменилось после провозглашения «независимости». В этот период одной из характерных черт украинской политики стало противопоставление себя Российской Федерации буквально во всем. Олицетворением этого подхода была фраза президента Леонида Кучмы: «Украина – не Россия». А его архитектурным воплощением в столице занялся в конце 1990-х-начале 2000-х киевский мэр, бывший строитель и выходец из Винницкой области Александр Омельченко. С одной стороны, он копировал «лужковский стиль» с присущей ему помпезностью и гигантоманией, а с другой – доводил его до крайности, до полного абсурда. Так, если московский градоначальник не тронул центральную площадь Москвы, то киевский перестроил главный майдан Украины на местечковый лад. В результате некогда уютное, излюбленное место для отдыха киевлян - площадь Октябрьской революции (до революции - Думская площадь, а после распада СССР - Майдан Незалежности) - обрело сюрреалистический вид. В основании Омельченко поставил карикатурную стелу, а по всему периметру разбросал странной формы, словно пупырышки, стеклянные купола.
Москва, напротив, как мне показалось, эволюционировала в сторону более бережного отношения к своему архитектурному наследию. По крайней мере, когда я приехал в Москву, то увидел ряд памятников архитектуры (Дом Пашкова и др) отреставрированными, а еще часть (здание МИДа, бывшее здание Моссовета, а ныне мэрии) – реставрируемыми.
В Москве ситуация оказалась несколько отличной от Киева. Здесь тоже есть билборды. Но они не перекрывают столичную архитектуру. Напротив, столичная архитектура все больше и больше выступает в роли главного и самостоятельного украшения столицы России. По крайней мере, у меня сложилось такое ощущение.
Еще одна примечательная особенность, которая бросилась в глаза - целые составы в метро оформлены историческими сюжетами, а также сюжетами из произведений русских классиков. Фактически поездка в метрополитене превращалась в экскурсию в прошлое. В Киеве, на моей памяти, была одна схожая попытка - когда вагоны подземки украсили репродукциями картин киевских художников. Но эта инициатива продлилась относительно недолго и быстро сошла на «нет». Зато нечто подобное я обнаружил здесь, в Москве, когда совершал пешие прогулки по Тверской улице. Стены некоторых старых зданий оказались украшены репродукциями картин дореволюционных русских мастеров.
И стоит ли на этом фоне удивляться тому контрастному отношению к месту своего проживания, которое существует сегодня между Киевом и Москвой.
Когда-то в столице УССР (середина 1980-х) можно было, обратившись к прохожему, особенно пожилой даме интеллигентного вида, услышать подробный и полный теплоты рассказ о местных достопримечательностях, об их истории. Сегодня подобное, увы, уже редкость. Жители слишком сосредоточено-озабочены на собственных проблемах и предпочитают не вступать в диалог.
Юрий Городненко для ВосходИнфо