Поглотит ли искусственный разум душу человека?

Роботизация приводит к деградации человечества …

Издания в Великобритании начали публиковать материалы, написанные с помощью специального программного обеспечения RADAR (The Reporters and Data Robots), которое перекладывает рутинную часть подготовки текста на робота, пишут «Известия» со ссылкой на The Financial Times.

RADAR позволяет включать в статьи, написанные людьми, собранную роботом статистику и другие данные. Как заявил Тоби Грэнвилл, директор по развитию газеты Newsquest — одной из воспользовавшихся программой, материалы популярны у аудитории и подходят для цитирования в социальных сетях.

Сейчас программу используют 35 изданий. При этом, по словам разработчиков, мощность робота составляет до 30 тыс. статей в месяц.

Американское издание The Washington Post в 2016 году начало использовать робота для освещения олимпиады в Рио-де-Жанейро. Сейчас программа пишет о политических выборах и футбольных матчах и сама отправляет написанное в Twitter.

О проблеме соработничество человека и работа рассуждает в интервью «Русской народной линии» заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви, кандидат философских наук игумен Серапион (Митько):

В нынешних событиях нет ничего сверхтаинственного. По мере возрастания прогресса люди приобретают новые блага, прежде всего, в материальной сфере, поэтому человеческая жизнь становится более простой. В былые времена люди стирали руками, а теперь мы пользуемся стиральной машиной. У человека появляется свободное время, которое он мог бы тратить на саморазвитие, создание шедевров мировой культуры, но этого не происходит. В былые времена семье необходимо было вырастить или поймать живность для обеда, что требовало развития множества навыков и способностей. Например, ловкости, которой ныне остро не достает.

Конечно, прекрасно иметь не просто доступ к базам данных, но и обрабатывающие программы. На своем опыте мне известно, что главную трудность в написании научных работ составляет не процесс творчества, а оформление сносок и так далее. Я не сомневаюсь, что технический прогресс кому-то принесет пользу. Однако мы наблюдаем процессы, ведущие к деградации личности. В советское время процесс обучения был совершенно иным.
 
Для приобретения знаний необходимо было найти книгу, прочитать, законспектировать и проанализировать прочитанное, что требовало много времени и затрат усилий. Это был настоящий тяжелый труд. Для облегчения обучения существовали преподаватели, которые уже прочитали необходимую литературу и могли о ней рассказать студентам. А теперь всё просто – учащийся заходит в интернет, открывает Википедию и узнает всю информацию по тому или иному вопросу.
 
При этом человек не затрачивает труда и не предпринимает усилий над собой. Следовательно, человек не меняется в процессе образования и не преображается. Если в классическом образовании человек менялся изнутри, приобретая многие необходимые жизненные качества, то ныне человек является лишь приложением к базам данных. Поэтому современное образование не соответствует классическому обучению. Усвоение определенного массива информации или освоение навыков получения информации не влияет на человеческую личность.

Человек ориентируется в мире информации, но при этом не меняется. Я наблюдаю странные вещи: современные серьезные и талантливые студенты, которые прекрасно владеют навыками работы на компьютере и других технических устройствах, великолепно ориентируется в мировой сети, не имеют искать информацию.
 
Студенты задают такие вопросы, на которые в ответ хочется пожелать: Гугл или Яндекс в помощь. Для студентов проблематично найти информацию, лежащую на поверхности любого поисковика. Даже для использования возможностей поисковых систем нужно обладать определенной культурой, которая воспитывается в рамках классического образования. Источниковедческие навыки, способность ориентироваться в информации помогают старшему поколению быть более эффективными в поисках гуманитарной информации в мировой сети, чем молодые студенты. Для эффективного использования возможностей современности необходимо обладать складом личности, сформировавшимся в классическом образовании.

Кто-то тонет в бушующем море информации, а кто-то выплывает, потому что не может утонуть. Однако не все умеют плавать в информационном море. Роботов создали люди, воспитанные в классическом нероботизированном образовании. Со временем технический прогресс будет затруднен, ибо уйдет поколение ученых, стоявших у истока колоссальных возможностей. Все ученые, занимающиеся разработкой искусственного интеллекта, сформировались в предыдущую классическую эпоху, поэтому способны продуцировать неиссякаемое количество идей! А сможет ли современное молодое поколение Википедии создать нечто похожее?
 
Проблема искусственного интеллекта предстает с новой остротой, ведь мы сопоставляем искусственный интеллект с умом Леонардо да Винчи и другими вершинами человеческого гения. Это равные конкуренты. Но нынешний формирующийся интеллект у молодежи уступает, потому что построен по тем же принципам, что и искусственный интеллект, но не обладает теми же мощностями.
 
В этом кроется проблема для человечества. Сознание человека, погруженного в технические способы обработки информации, в будущем может не справиться с управлением искусственного интеллекта. И не исключено появление проблемы, которую описывали писатели-фантасты, когда искусственный интеллект возьмет под контроль все процессы, потому что человеческий интеллект будет недоразвит из-за утраты связей с формами классического образования и развития личности.

Я не исключаю, что роботизация направлена на контроль над человечеством человечества. Несомненно, автоматизация всех процессов дает множество информации, которая может быть интерпретирована тем или иным способом. Но пока главными способами управления людьми остаются финансово-экономические рычаги. Тот, кто владеет информацией – тот многое может, но всегда надо отличать: человек владеет информацией или он простой сторож или ее хранитель.
 
Источник
Вернуться назад