Мексика зовет соседей в Американский Союз назло США

Президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор подверг критике систему международных отношений, установленных на 
американском континенте, и предложил построить региональное латиноамериканское объединение стран наподобие ЕС с привязкой к местным реалиям и идентичности.

«Политика последних двух веков, характеризовавшаяся вторжениями для назначения или смещения правителей по прихоти сверхдержавы, неприемлема. Попрощаемся с навязыванием, вмешательством, санкциями, изоляцией и блокадой. Вместо этого давайте применим принципы невмешательства и самоопределения народов и мирного урегулирования споров»
, — отметил мексиканский лидер.

В качестве примера успешной интеграции на континенте Лопес Обрадор привел торгово-экономический договор Мексики, Канады и США при одновременном утверждении собственного суверенитета Мексики и развитии связей с Китаем. Он добавил, что опыт Мексики полезен в региональных интеграционных процессах.

«Предложение не более и не менее, чем создать нечто похожее на Европейский Союз, но привязанное к нашей истории, нашей реальности и нашей идентичности. В этом смысле не следует исключать замену ОАГ подлинно автономным органом, не чьим-либо лакеем, а посредником по просьбе и согласию сторон в конфликте в вопросах прав человека и демократии», — подытожил Лопес Обрадор.

Возможен ли «ЕС по-мексикански»? Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко считает заявление мексиканского президента очень серьезным сдвигом.

Лопес Обрадор имеет имидж умеренного и острожного политика. Он всегда заботился о сохранении хороших отношений с Вашингтоном. Ему даже удалось добиться пересмотра условий североамериканского соглашения о свободной торговле НАФТА в пользу Мексики.

Однако, судя по всему, он решил, что возможности политики «доброго соседства» с США исчерпаны. На это мог повлиять целый ряд недавних событий. Это и убийство президента Гаити, и протесты на Кубе — Лопес Обрадор встал на сторону законных властей. Кроме того, было несколько скандалов с финансированием антиправительственных правых группировок в самой Мексике — все это, очевидно, побудило мексиканского президента занять более жесткую позицию.

Надо заметить, что у многих стран региона начались разногласия с Вашингтоном, в том числе, у некоторых правых режимов — например, в Сальвадоре, произошли выступления в Колумбии. Напомню, что Лопес Обрадор вместе с аргентинским коллегой Альберто Фернандесом поддержали сторонников Эво Моралеса в Боливии, помогли им вернуться к власти.

Очевидно, ситуация уже не позволяет дальше откладывать решительные шаги. Тем более, что Лопес Обрадор обещал провести референдум о доверии себе, а он у власти уже три года. Кроме того, в Мексике сейчас судят трех бывших президентов за коррупцию — так что нынешнему лидеру необходимо закрепить за собой имидж твердого политика, в том числе, в международных отношениях.

А могут ли страны региона создать что-то типа ЕС?

Насчет типа ЕС — это демонстрация умеренности. Все же ЕС сейчас настроен очень проштатовски, так что это, возможно, не лучшая аналогия. Тем более, что одной из самых сильных сторон ЕС является экономическая интеграция, а с этим у стран Латинской Америки большие проблемы.

Но при всей осторожности и умеренности, это все же реакция на действия Вашингтона, который продолжает по отношению к региону политику Дональда Трампа. В Латинской Америке многие сделали ставку на Байдена, однако в итоге получили «трампизм» без Трампа — Вашингтон продолжает давить на Кубу, Венесуэлу. Очевидно, иллюзий больше нет, и страны региона пытаются занять «круговую оборону».

Согласно печально известной доктрине Монро, сформулированной еще в 1823 году, Центральная и Южная Америки воспринимаются Соединенными Штатами как «задний двор», — напоминает руководитель Экспертного совета Фонда стратегического развития Игорь Шатров.

 Поэтому США считают, что вправе устанавливать собственные порядки в этом регионе мира. Используя компрадорские элиты, Штаты навязывают выгодные для себя правила игры и жестоко эксплуатируют природные ресурсы американских государств. Результатом такой политики является низкий уровень жизни в большинстве стран, ужасающее положение коренного индейского населения и прочие язвы хищнического капитализма, который установился в Латинской Америке. В общественном сознании жителей стран «золотого миллиарда» имидж Южной Америки в целом негативный и сравним с имиджем Африки.

Обоснованы ли такие притязания Штатов? При этом они возмущаются, когда Россия заявляет о своих интересах хотя бы на постсоветском пространстве…
Двойные стандарты — это основной принцип американской внешней политики, поэтому претензиям в адрес России удивляться не приходится. А вот что касается притязаний США на господство в этой части света, это вопрос, скорее, к лидерам и народам стран региона. Судя по заявлению президента Мексики, такое доминирование давно не устраивает.

Мексиканский президент предлагает применять в регионе принципы невмешательства и самоопределения народов и мирного урегулирования споров. Вашингтон будет на это сквозь пальцы смотреть?
Вашингтон будет предлагать региону, несомненно, те правила игры, которые устроят политические и экономические элиты США. Богатство современной Америки основано на эксплуатации ресурсов других стран. Потерять таких дойных коров, как страны Центральной и Южной Америки, Штаты не захотят. Для них это смерти подобно.

В качестве примера успешной интеграции на континенте Лопес Обрадор привел торгово-экономический договор Мексики, Канады и США при одновременном утверждении собственного суверенитета Мексики и развитии связей с Китаем. Можно ли этот пример использовать?
Являются ли торгово-экономические отношения между США, Канадой и Мексикой достойным примером, если между США и Мексикой строится стена, которую штурмуют толпы незаконных мигрантов? Да, среди них не только мексиканцы, но и последних немало. Что же дал Мексике этот договор, если в результате его реализации мексиканцы вынуждены бежать за лучшей жизнью в США?

В регионе существуют различные союзы, объединяющие латиноамериканские страны и государства Карибского бассейна. Это, например, Андское общество, МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южной Америки), ОАГ (Организация американских государств). Наконец, президент Мексики выступил со своим заявлением на заседании СЕЛАК (Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна), где Мексика сейчас председательствует. Постоянный поиск идеальной модели интеграции идет уже много лет, но пока не принес результата.

В Латинской Америке немало левых и негативно настроенных по отношению к США режимов. Могут ли они объединиться?
Общественно-политическая ситуация в Латинской Америке напоминает качели. Лояльные США режимы сменяются антиамериканскими и наоборот. Не без помощи США в последние годы число антиамериканских режимов стало гораздо меньшим, чем число лоялистов Вашингтона. Ситуацию на своем «заднем дворе» американцы в целом контролируют. Не под полным контролем только члены Боливарианского альянса для народов нашей Америки (ALBA). Это объединение стран социалистической ориентации Латинской Америки и Карибского бассейна, в которое сейчас входят 10 государств: Венесуэла, Куба, Никарагуа, Боливия, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Гренада, Сент-Китс и Невис. Сменивший ориентацию на проамериканскую Эквадор в 2018 году покинул ALBA.

Несмотря на общий для континента негатив по отношению к США, перспектив расширения союза пока не наблюдается. Элиты государств региона коррумпированы, и часто за антиамериканскими лозунгами на этапе борьбы за власть они скрывают совсем другие мотивы. Плюс к этому экспортные потоки региона, в первую очередь сырьевого характера, ориентированы строго на США, что усиливает зависимость от Вашингтона. Правда, в последнее время ситуация стала меняться. В Латинскую Америку пришел Китай. Переориентация экспорта может снизить зависимость Южной Америки от большого северного соседа.

Какой тут может быть роль России? У нас хорошие отношения не только с Кубой и Венесуэлой, но и с Боливией, Никарагуа, Аргентиной. Можем ли мы помочь им объединить усилия?
Наши компании работают в разных странах региона. Это не только Венесуэла, как может показаться, но и Боливия, Бразилия, Аргентина. Но у России достаточно своих полезных ископаемых, поэтому наша страна в любом случае не сможет заменить США в регионе в качестве главного импортера ресурсов. Это может сделать только Китай, остро нуждающийся в сырье.

Что остается России? Экспорт революции? Этим мы уже давно не занимаемся. Означает ли это, что Латинская Америка так и останется зоной безраздельного влияния США? Не думаю. Китай, как я уже сказал, составляет конкуренцию. И хоть он тоже не экспортирует революцию, под зонтиком экономического сотрудничества с Китаем в регионе могут возникнуть новые антиамериканские государственные проекты.

Другой вопрос, будут ли на это безучастно взирать американцы? Ну и наконец, а стоит ли нам при отсутствии сколько-нибудь серьезного экономического интереса ввязываться в разборки на другом континенте, при этом ратуя за то, чтобы американцы убрались с нашего континента?

Другое дело, что нельзя оставлять без внимания нарушение норм международного права со стороны США, если таковыми действиями Штаты злоупотребляют в этом регионе. В этом ключе идея президента Мексики, конечно, заслуживает всяческой поддержки. Есть такой принцип, о приверженности которому неоднократно заявляла Россия: «Африканским проблемам — африканское решение». То же можно сказать о Латинской Америке.
 
Дмитрий Родионов
Вернуться назад