И нашим, и вашим: зачем делить федеральные округа в России

В прошлый понедельник премьер-министр РФ Михаил Мишустин официально объявил о решении поделить федеральные округа между зампредами правительства. Расстановка получилась следующая: Дмитрий Григоренко – ЦФО, Татьяна Голикова – СЗФО, Александр Новак – СКФО, Марат Хуснуллин – ЮФО, Дмитрий Чернышенко – ПФО, Юрий Борисов – УрФО, Виктория Абрамченко – СФО, Юрий Трутнев – ДФО.

 

Вице-премьеры отреагировали примерно в одном стиле. Абрамченко опубликовала пост в соцсетях с огромной картой Сибирского федерального округа и посылом, сколько ей предстоит работы. Марат Хуснуллин организовал прямой эфир с подписчиками в соцсетях, в котором ответил на вопросы и тоже обозначил фронт своих обязанностей, о которых чуть позже говорил во время визита в Ростов-на-Дону. Дмитрий Чернышенко успел посовещаться с полпредом президента РФ в ПрФО Игорем Комаровым, причем аппарат последнего отчитался по разговору в хвалебных для федерального зампреда тонах. Заочных вистов в «профессионализме и эффективности» от полпреда президента в УрФО Владимира Якушева удостоился Юрий Борисов.

Зато реакция губернаторов была неоднозначной. С одной стороны, звучали слова одобрения, возгласы надежды в реализации нацпроектов и помощи в получении дополнительных финансовых средств. Особо в расшаркиваниях проявили себя губернатор Вологодской области Олег Кувшинников и губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Очевидно, что идея с кураторством по конкретным территориям возникала не с бухты-барахты. Последние два года вполне успешно был апробирован проект с контролем федеральных министров над отстающими регионами с написанием уникальных программ социально-экономического развития и выделением по 1 млрд рублей ежегодно для реализации. Особых косяков нигде не случилось, поэтому логично, что проект масштабировался, в определенном роде, на всю страну: каждый регион имеет ту или иную потребность, которую необходимо закрыть.

Что касается постепенной ликвидации института полпредства, то здесь многое будет зависеть от самих полномочных представителей, насколько они могут сработаться с вице-премьерами. Не исключен вариант, что правительственные кураторы, имея достаточно серьезную нагрузку в виде ежедневных дел в кабмине, не потянут столь непростую ношу и тогда полпреды вдохнут спокойно. При этом, крайне непростая ситуация у Юрия Трутнева, который одновременно и полпред, и куратор как вице-премьер. Даже сложно предсказать, как сложится дальнейшая судьба Юрия Петровича. Возможно, он вернется в администрацию президента РФ в статусе помощника или займет там же должность спецпредставителя по какому-нибудь международному вопросу.

В чем же глобальная логика нововведения по кураторам? Здесь видятся два смысла: внутренний и внешний. Внутренний смысл, как бы это странно не звучало, направлен на ослабление президентской власти, видимо из-за возможного неучастия Владимира Путина в следующих выборах главы государства. Добровольная сдача полномочий (в том виде, что теперь территориями будет распоряжаться премьер через заместителей, а не президент через представителей) показывает, что Путин хочет уравновесить сферы влияния президента и председателя правительства.

Внешний смысл связан с непростой международной обстановкой вокруг нынешнего положения Российской Федерации. В свете напряженности с «украинским вопросом», сложностей со строительством второй очереди «Северного потока» и извечной проблемой с правами человека, по мнению коллективного Запада, официальной Москве крайне важно показать Европе и США, что российская демократия – это реальность, а не миф. Отсюда и усиление роли премьер-министра и правительства РФ в решении региональных экономических задач.

Вернуться назад