Почему ЕС пытается сорвать выборы в России

16 сентября Европарламент принял доклад о пересмотре отношений с Россией. Ключевыми его положениями стали: усиление санкционного давления, снижение зависимости ЕС от импортируемых из РФ сырьевых, в том числе и энергетических, ресурсов, а также укрепление военного потенциала Евросоюза, направленное на сдерживание России.

В целом большинство тезисов доклада не представляют собой ничего нового, фактически являясь очередным воплощением антироссийских настроений, царящих в умах некой части европейского истеблишмента. Тем не менее было в документе и нечто принципиальное новое. Нечто выводящее понятие «вмешательства в выборы» на принципиально иной уровень. А именно: официально декларируемый призыв к непризнанию результатов выборов в Госдуму РФ, проходящих с 17 по 19 сентября.

Как справедливо отметил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков: Суть этого документа может вызывать только сожаление. К великому сожалению, там не идет речь о необходимости налаживания диалога, о необходимости решения существующих проблем и разногласий путем общения на различных уровнях и по различным каналам. Единственное, на что можно сделать скидку – это на то, что это документ, который носит исключительно рекомендательный характер.

Нет наблюдателей — есть возможности

Принятый на очередной пленарной сессии в Страсбурге доклад — это прежде всего политическое заявление и восприниматься он должен соответствующе. Группу парламентариев, готовившую доклад, возглавлял бывший премьер Литвы, постоянный докладчик по вопросам, связанным с РФ в Европарламенте, Андрюс Кубилюс. По его словам, «Главное предложение, упоминаемое в докладе, – что Евросоюз должен быть готов не признавать результаты выборов, если будут доказательства, что они были фальсифицированы или если не было условий для проведения демократических выборов».

Хитрость подобной формулировки заключается в том, что ОБСЕ, как правило, наблюдающая за выборами в РФ в качестве представителя Европы, на этот раз отчего-то отказалась присылать в Россию своих представителей. Т.е. наблюдателей от европейской бюрократии на сентябрьских выборах в РФ не будет. Причем важно отметить — по инициативе их собственного руководства. С российской стороны приехать на выборы им никто не мешал и вообще никак не дискриминировал по отношению с другими зарубежными наблюдателями.

Почему так было сделано — понятно. Все предыдущие российские выборы, на которых были наблюдатели из ОБСЕ, признавались вполне легитимными, без масштабных нарушений. И, очевидно, что если эти наблюдатели снова признают российские выборы состоявшимися и демократическими, ЕС просто не сможет как-либо осудить их проведение.

А так, нет наблюдателей — нет и их выводов. И несмотря на то, что по всем принципам международного права отсутствие какой-либо группы наблюдателей не делает выборы менее легитимными, Брюссель таким образом оставляет себе пространство для политического маневра.

Конечно, у России остается возможность привлечения независимых европейских наблюдателей. И именно в ответ на нее в рамках доклада в Европарламенте прозвучало предложение о введении санкций в отношении тех европейцев, которые примут участие в наблюдении за проведением российских парламентских выборов на территории Крыма.

Понятно, что сделано это для того, чтобы отпугнуть независимых наблюдателей из стран ЕС от участия в российском избирательном процессе. Депутаты Европарламента будут выглядеть крайне нелепо, если их же избиратели, граждане ЕС, поехавшие наблюдать за прозрачностью выборов в Россию, вдруг заявят о полном отсутствии нарушений. Кстати, автором этого предложения снова и уже вполне ожидаемо выступил евродепутат, избранный от Литвы, — Петрас Аустревичюс.

Прибалтийский доклад на российскую тему

Судя по тому, что именно литовские депутаты готовили антироссийский доклад, возникает стойкое ощущение, что критика в отношении России — единственное, чем себя могут занять в Европарламенте депутаты от прибалтийских стран. Или же единственное, что им готовы там доверить.

Формальный принцип представления всех государств ЕС в общем парламенте предусматривает, что каждая страна-член Союза обязательно должна иметь своих депутатов в его составе. В Европарламент от Литвы избирается всего 11 депутатов (для сравнения от Германии — 96). Казалось бы малую численность должна компенсировать высокая эффективность, иначе смысл нахождения литовских представителей в высшем законодательном органе ЕС теряется. Именно для оценки этой эффективности народных избранников организации VoteWatch Europe and BCW Brussel регулярно проводят независимое исследование «Индекс влияния» (Influence Index), направленное на определение наиболее влиятельных и продуктивных европарламентариев.

Удивительно, но ни один из литовских депутатов не входит даже в топ-50 списка, составленного по результатам этого исследования в 2020 году. Также отсутствуют там и представители других прибалтийских стран. При этом нельзя сказать, что дело в их малочисленности. У Мальты, от которой в Страсбург избирается всего шесть человек, такой депутат есть. У Латвии, Литвы и Эстонии, от которых в Европарламенте заседает двадцать шесть человек — нету.

Возможно, именно этим и объясняется столь высокая активность прибалтийской «антироссийской» партии в Европе. Ведь русофобские настроения — это их единственный политический актив, который под предлогом «агрессивной российской политики», можно хоть как-то протащить на всеобщее голосование. По-видимому, прибалтийские парламентарии надеются таким образом продемонстрировать коллегам свою несомненно «значимую и важную» роль в европейском законодательном процессе.

О вмешательствах в выборы

Современный тренд на громкие заявления о вмешательствах в выборы зародился в США еще в 2016 году. Вашингтон тогда прямо обвинил в этом Москву. Несмотря на то, что никаких официальных доказательств тому обнаружено не было. Спустя три года на выборах в Европарламент тренд подхватит и Брюссель, заявляя о мифических попытках дезинформации, исходящих из «российских источников». Опять же за полным отсутствием какой бы то ни было доказательной базы. Ни один суд ни в США, ни в ЕС не подтвердил факта российского воздействия.

При этом важно отметить, что Россия не только не вмешивалась в выборный процесс в США или Европе, но и не делала никаких громких политических заявлений или иных попыток оказать влияние на ход избирательного процесса по официальной линии.

И уж точно Госдума не заслушивала никаких докладов и не принимала никаких актов, направленных на то, чтобы не признавать американские или европейские выборы. Невмешательство во внутренние дела других государств всегда было, есть и будет одним из краеугольных камней политически корректного международного взаимодействия. И вряд ли в Вашингтоне или Брюсселе могли об этом забыть. Скорее наоборот, беспочвенные обвинения и провокационные заявления выглядят как стремление спровоцировать Россию на ответную реакцию.

Так по словам главы европейской дипломатии Жозепа Борреля представленный 16 сентября доклад может оцениваться как «достаточно точно отражающий отношения с Россией». Также Боррель в очередной раз посетовал на текущий уровень отношений между Москвой и Брюсселем: «Мне хотелось бы думать о возобновлении партнерства с Россией, но сегодня это отдаленная перспектива».

А не потому ли она отдаленная, что одна из сторон постоянно провоцирует другую?

Нужно понимать четко, непризнание итогов российских выборов — это прежде всего попытка лишения их легитимности. А попытка лишения выборов легитимности не может и не должна восприниматься иначе нежели как стремление сорвать их проведение путем демонстративного бойкотирования их результатов. Таким образом, принятый в Европарламенте доклад направлен прежде всего на дестабилизацию не только выборного процесса в РФ, но и всей российской политической системы.

Российские выборы — это прежде всего внутреннее дело страны. Суверенной страны, а не очередного сателлита США. Принятие ЕС доклада по отношениям с Россией аккурат накануне первого дня голосования — это не совпадение, а лишь попытка усилить его политический эффект.

Тем не менее стоит понимать, что за подготовкой и принятием этого доклада и иных антироссийских мер в Евросоюзе стоит довольно узкая группа чиновников и депутатов, представляющих прежде всего страны-члены НАТО, в том числе и прибалтийские республики. И вся линия современных российско-европейских отношений должна восприниматься сквозь призму сильнейшего американского влияния на европейскую политику.

Чтобы придерживаться привычной объективности в международных отношениях, России нужно отделять инициативы, навязанные из из-за океана, от инициатив, исходящих из самого ЕС. И, судя по всему, как и в случае с антироссийскими санкциями, навязанными европейцам США, инициатива срыва российских выборов снова исходит из Вашингтона, действующего через своих прибалтийских вассалов.

Вернуться назад