США и ЕС окончательно объединяются против России

США и ЕС планируют до конца 2021 года провести двусторонние встречи на высоком уровне для того, чтобы скоординировать свою политику в отношении России. Об этом стало известно в ходе переговоров американского госсекретаря Энтони Блинкена и главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, состоявшихся 14 октября в Вашингтоне.

Госсекретарь и верховный представитель Боррель (…) с нетерпением ожидают начала диалога на высоком уровне между США и ЕС по России – отмечается в заявлении главы пресс-службы Госдепа США Неда Прайса, выпущенном на официальном сайте ведомства.

Как известно, принципиальное решение о формировании спецформата консультаций было принято еще на июньском саммите США – ЕС, прошедшем в Брюсселе. Ключевой целью запуска платформы для двустороннего взаимодействия тогда называлась выработка единой позиции в отношении России. Таким образом, США и ЕС однозначно дали понять, что планируют окончательно объединить усилия внешней политики, направленной в сторону РФ. И, исходя из прошлого опыта, вряд ли она окажется дружественной. Но обо все по порядку.

Американские интересы и европейский мятеж

Главной предпосылкой формирования формата «США и ЕС против России» (а ведь именно таково его фактическое назначение) является ситуация вокруг «Северного потока-2». Как известно, США долгое время прилагали максимальные усилия для того, чтобы он не был достроен. Давили политически, дипломатически, экономически. И все же вроде как случайно совпавшие массовые высылки российских дипломатов так же, как и санкции в отношении компаний, занимающихся прокладкой газопровода, не возымели должного эффекта. Результат оказался нулевой — абсолютно провальный для американской стороны. «Северный поток-2» готов на все сто процентов, дело лишь за сертификацией и запуском. Брюссель же подчиняться Вашингтону и отменять проект попросту отказался. И некоторые лица в американском истеблишменте явно восприняли это как мятеж.

Именно для этого США сейчас пролоббировали формирование отдельной американо-европейской платформы по России. Американская внешнеполитическая позиция должна быть четко выработана Вашингтоном и донесена до евробюрократов так, чтобы они точно приняли под козырек и впредь давили неприятные Штатам ситуации (подобные «Северному потоку-2», например) в зародыше. По-видимому, часть американского глубинного государства решила, что европейцев пора учить колебаться вместе с генеральной линией партии: чтобы за красные черты не заходили.

Двойственность американской политики

Следует понимать, что во внутренней политике США, как и в любом другом крупном государстве, как правило, не существует единого мнения по ключевым вопросам. И даже внутри двух влиятельнейших американских партий существуют подчас совершенно полярные течения. Ведь ожесточенная политическая борьба подчас разворачивается не только между демократами и республиканцами, но и на внутрипартийных собраниях. Партии «мира и войны» есть в обеих странах и их интересы нередко пересекаются вне зависимости от партийной принадлежности.

Отчасти именно этим и объясняется то, что Байден отказывается вводить новые санкции в отношении «Северного потока-2» и пытается хотя бы начать восстанавливать контакт с Россией. Четыре месяца назад он встречался с Владимиром Путиным в Женеве, и, по-видимому, сделал по результатам переговоров определенные выводы, решив, что дальнейшая эскалация с учетом сближения России и Китая будет контрпродуктивна.

Тем не менее Байден не может просто так взять и выступить с высокой трибуны, провозгласив смену внешнеполитического курса в отношении России – это будет мгновенно использовано его оппонентами, причем не только республиканцами во главе с Дональдом Трампом, но и демократами. Пусть позиция Байдена, благодаря утечкам, появившимся в прессе, уже и давно стала известна широкой общественности. В результате американское «глубинное государство», понимая всю уязвимость позиции своего президента, делает все, чтобы помешать российско-американским отношениям подниматься выше нулевой отметки.

Ведь действительно, едва ли, например, инициатива по невыдаче виз российским дипломатам исходит от администрации Байдена. Тем более, что началась она ещё при его предшественнике. Скорее тут мы видим действия со стороны приверженцев «партии войны», которой нужна эскалация за эскалацией, чтобы иметь возможность еще больше повышать военные расходы.

Провоцируя Москву на ответную реакцию, они осознанно хотят едва ли полного прекращения дипотношений. Для них чем хуже отношения будут с Россией — тем лучше. Точнее выгоднее — больше контрактов на закупку вооружений, больше финансирования оборонной промышленности. Как известно, в США основными поставщиками вооружений для нужд армии традиционно являются частные компании. А лобби крупного бизнеса в американской политике во все времена было крайне сильно. Стоит ли удивляться, что борьбу с «агрессивной» Россией в Штатах в последние годы превратили в знамя, которое подчас возвышается выше иных государственных интересов страны?

При этом Байден, очевидно, все понимает, однако у него самого связаны руки. Придя к власти он не только сделал традиционный для демократов жест: поднял налоги для корпораций, но и пошел дальше, в угоду экологии запретив американским компаниям разрабатывать новые месторождения нефти и газа на федеральных землях и достраивать трубопровод «Keystone-XL», ведущий из Канады в США.

Естественно, это вызвало мгновенную реакцию со стороны крупного бизнеса и лояльной ему части госаппарата. В середине марта двадцать американских штатов подали коллективный иск против администрации Байдена, требуя разрешить строительство канадско-американского трубопровода. По мнение истцов, это было грубым превышением полномочий со стороны федерального правительства.

Ещё четырнадцать штатов позже подали другой совместный иск к байденовской администрации — о снятии запрета на газо- и нефтедобычу. Второй иск был удовлетворен. Первый — пока нет. Борьба администрации Байдена с крупным бизнесом в рамках внутренней политики продолжается.

Впрочем, как известно, без уступок и компромиссов не обходится ни один политический процесс. Так что стоит ли удивляться, что Байден проводит внешнюю политику США прежде всего в корпоративных интересах американских военно-промышленных кругов? Ведь ухудшение отношений с Россией и создание новых военных блоков (AUKUS) удовлетворяет прежде всего именно их финансовым интересам.

Выводы

Таким образом, от диалога ЕС и США по России Москве не стоит ждать ничего хорошего. С одной стороны, заморозка двусторонних отношений крайне выгодна американской «партии войны». С другой, общая картина может быть несколько шире.

Окончательное ухудшение отношений с Россией позволит США и ЕС завершить формирование в умах своих граждан образа сильного противника, на борьбу с которым нужно бросить все силы. Ведь, как известно, в условиях кризиса нет ничего лучше, чем найти внешнего врага и обвинить его во всех бедах. Что уж говорить, если ряд европейских чиновников прямо сейчас на полном серьезе обвиняет Россию, спасающую граждан ЕС от холода поставками, требующими добычи на пределе возможностей, в создании текущего энергетического кризиса в Европе?

Все же отношения с Россией — это внешнеполитический вопрос, который слишком тесно связан с внутриполитическими интересами. Причем как в США, так и в ЕС. Так что налицо попытка решить американскими и европейскими элитами свои проблемы за счёт России. Ряд из них хочет радикального ухудшения отношения, другие же, напротив, являются сторонниками деэскалации. Вопрос лишь в том, кто из них победит.

Впрочем, кто бы ни выиграл борьбу за определение внешнего курса в отношении России на будущем саммите, нужно предельно четко понимать, что эти люди преследуют собственные цели. И даже рассуждая о необходимости нормализации двустороннего взаимодействия, они прежде всего думают о том, какие политические выгоды это им сулит. И об этом не стоит забывать.

Вернуться назад