Выдавливание России с рынка вооружений: как нам следует действовать

25 октября телеканал RT сообщил о том, что в американском Конгрессе обсуждается разработка нового плана действий, направленного на снижение интереса к российским вооружениям на глобальном рынке. «Каких стратегий могут придерживаться США, чтобы сделать российское оружие менее привлекательным? 

В какой мере мы должны предлагать экспорт собственных вооружений странам, рассматривающим возможность приобретения российского оружия?», — лишь часть из вопросов, поставленных в рамках представленного в Конгрессе доклада. Также в инициативе, имеющей все шансы быть принятой в качестве законопроекта, отмечается, что заставить страны отказаться от российского вооружения будет нелегко, ввиду ключевой роли, которую оно играет в укреплении их обороноспособности.

Уже принятые против российской «оборонки» санкции в Конгрессе признали неэффективными и потенциально вызывающими негативную реакцию в отношении США со стороны стран, закупающих у России оружие. При этом авторы доклада не скрывают, что стремятся к определению новых путей давления на российский оборонно-промышленный комплекс в первую очередь для того, чтобы выстроить вокруг РФ систему международной изоляции. По мнению ряда конгрессменов, продажи оружия выступают в качестве поддержки «агрессивной и злонамеренной деятельности России», а также приводят к разжиганию конфликтов регионального масштаба.

Пересечение интересов бизнеса и власти: американский опыт

Прежде всего, следует понимать, что за подобной активностью со стороны американских законотворцев лежит не только желание в очередной раз обложить Россию санкциями, но и сугубо коммерческие интересы. Американское оружейное лобби давно пустило прочные корни в Конгрессе. И касается оно не только резонансного вопроса владения оружием, как правило, кратко всплывающего после очередного массового расстрела в США. Куда серьезнее дело обстоит с обслуживанием коммерческих интересов крупных американских военно-промышленных предприятий, стремящихся к максимизации прибыли вне зависимости от последствий. 

Ведь каждая военная авантюра Штатов, приводящая к разрушениям целых государств и тысячам жертв, в том числе и среди мирного населения, — это прежде всего многомиллиардная прибыль для производителей вооружений. Так продолжалось десятилетиями: правительство США осуществляло военные интервенции, военно-промышленные компании — обеспечивали их оружием и техникой, зарабатывая деньги и спонсируя свое лобби. И все были довольны: и конгрессмены, и чиновники, и крупный бизнес. Однако менее двух месяцев назад вся схема неожиданно оказалась под угрозой.

31 августа в ходе обращения к нации, приуроченного к позорному бегству из Афганистана, президент Джо Байден объявил, что США заканчивают «эру переустройства других стран» военным путем. Безусловно, неизвестно, реальное ли это переформатирование всей американской внешнеполитической доктрины или же попытка сделать «хорошую мину при плохой игре», однако одно понятно предельно четко. Если армия США все же перестанет вторгаться в другие страны, то американские производители оружия серьезно потеряют в деньгах. Местные оружейники уже давно привыкли к гигантским госконтрактам, обеспеченным бездонными карманами Пентагона, питающегося бесконечно работающим печатным станком. Сейчас же ситуация меняется кардинально, а значит упущенную выгоду будет необходимо как-то компенсировать. Наиболее логичный вариант — если нельзя продать внутри страны, значит нужно экспортировать.

Сегодня Россия — второй в мире экспортер оружия после США, что последним, безусловно, всегда крайне не нравилось. Начиная с 2014 года под предлогом ухудшения отношений, Вашингтон открыто пытается приложить максимум усилий для того, чтобы вытеснить российское вооружение с мирового рынка. Санкции против российского оборонно-промышленного комплекса тому яркое доказательство. Причем важно отметить, что ограничения были введены как в отношении всего оборонного сектора РФ, так и точечно — в отношении отдельных предприятий. Ведь желание выдавить Россию с мирового рынка вооружений — это именно то место, где внешнеполитические интересы США встречаются с вопросами коммерческой выгоды американского крупного бизнеса, поэтому активность Конгресса в данном направлении будет только возрастать.

Разочарование Вашингтоном и турецкие контракты России

Как известно всему «свободному миру», американское оружие несет с собой исключительно дух свободы, демократии и справедливости. В то же время российское вооружение, конечно же, сплошь и рядом приводит к разгоранию региональных конфликтов и дестабилизации геополитической обстановки. Странно было бы ожидать от американских законотворцев иного мнения. А что действительно удивляет, так это внезапно появившееся желание снизить негативную реакцию со стороны других государств. Да, и вообще сам факт его возникновения. США, привыкшие к статусу мирового гегемона в предыдущие годы, как правило, четко и безапелляционно делили все страны мира на своих сателлитов и врагов. Немногочисленные нейтральные государства так или иначе находились либо под навязчивым американским присмотром, либо под влиянием их соперников по геополитической арене.

При этом тратить время на угождение сателлитам — глупо и нерационально. Тем же прибалтийским политикам, к примеру, уже приходится действовать через прессу, дабы достучаться до заокеанских кураторов — говорить с ними напрямую в Вашингтоне уже никто не хочет. В то же время удовлетворять интересы стран, способных и/или стремящихся сильнее подпасть под американское влияние, конечно, стоит, но не в ущерб своим. Будут еще Штаты подстраивать свою внешнюю политику под очередную Польшу. Но тогда о ком же шла речь в докладе? О каких странах, закупающих оружие у Москвы и демонстрирующих негативную реакцию в отношении Вашингтона?

Прежде всего, о текущих формальных союзниках США, которые все больше и больше разочаровываются в Вашингтоне и проводимой им политике. Когда последствия запретов и ограничений превышают реальные выгоды, неизбежно возникает вопрос о целесообразности такого политического союза. К примеру, об этом уже сейчас задумывается не только Евросоюз, стремящийся перейти из категории вассала в категорию как минимум равноправного субъекта на международной арене, но и вроде как предельно верная Штатам в предыдущие годы Турция.

Турция — ключевой член Североатлантического альянса, страна со второй по численности в НАТО армией. Тем не менее Вашингтон, по-видимому, не испытывает перед этим фактом ни малейшего пиетета, ведя внешнюю политику в регионе без особого учета мнения Анкары. Однако последнюю подобное пренебрежительное отношение уже начинает раздражать.

Ярчайший пример — закупка Турцией зенитных ракетных комплексов С-400 у России, вызвавшая резкую реакцию с американской стороны. В глазах Пентагона закупка членом НАТО оружия у главного декларируемого противника блока, по-видимому, выглядела не только предательством, но и плевком в сторону всей американской военной промышленности. В результате американцы «обиделись» и отказались поставлять новейшие истребители F-35 турецкой стороне, разорвав все заключенные ранее договоренности. «С-400 несовместимы с F-35, и участие Турции в программе (производства) было прекращено. Мы продолжаем продвигаться с процессом формального исключения Турции из партнерства по F-35, как и было объявлено в июле 2019 года», — отметила представительница Пентагона Джессика Максвелл в апреле этого года.

Тем не менее уже в конце сентября этого года Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о планах закупить у России новую партию С-400 «Триумф». При этом турецкий лидер отдельно отметил недопустимость вмешательства третьих сторон в дела его страны и навязывания условий извне.

В будущем никто не сможет вмешиваться в то, какие оборонные системы мы приобретаем, у какой страны, на каком уровне — подчеркнул Эрдоган, отвечая на действия Вашингтона, выражающего недовольство заключением военных контрактов с Москвой.

Ведь американская сторона уже несколько лет активно настаивает на полном отказе Анкары от российских вооружений. Турция же недвусмысленно дает понять, что думает обо всем этом и в ответ закупает еще. Стоит ли говорить, что ситуации подобные этой лишь еще больше подстегивают желание США ударить по российским позициям на глобальном рынке вооружений? Если даже ключевой член НАТО уже сейчас игнорирует запреты Вашингтона, то чего ожидать в дальнейшем?

Почему США не изменят свою политику в ближайшем будущем, и как России им противодействовать

Российской стороне необходимо понимать несколько обстоятельств. С учетом последних тенденций к дестабилизации международной обстановки спрос на мировом рынке вооружений будет только возрастать. То есть потенциал дальнейшего развития рынка есть, и серьезный. Спрос на оружие растет и в ближайшие годы останавливаться не собирается. В то же время в США сейчас угрозой становится радикальное снижение внутреннего спроса на вооружения. С учетом последних решений Байдена у Соединенных Штатов существует реальный риск столкнуться даже не с перепроизводством оружия, а со схлопыванием сегментов целой индустрии. И наивно будет предполагать, что составляющие ее костяк богатейшие американские военно-промышленные компании оставят это вопрос без внимания.

Очевидно, что повлиять на изменение американской внешней политики будет проще, когда место в овальном кабинете займет следующий президент. Особенно, если он окажется членом республиканской партии, традиционно поддерживающей военно-промышленное лобби. Так что в краткосрочной перспективе крупный американский бизнес будет нацелен именно на усиление позиций на внешних рынках, а не на попытку переломить решение Байдена и развязать новую войну. 

Это означает, что США не просто продолжат стремиться вытеснить Россию с мирового рынка вооружений, но и начнут делать это с удвоенной энергией. Ведь в деле появляется конкретный финансовый интерес — каждый проданный российский С-400, в глазах политической и экономической элиты США, занимает место американского «Patriot» и, очевидно, снижает доходы производящей его компании. Так же, как и поступления в американский бюджет.

И нельзя сказать, что американская сторона уже не предпринимает существенных усилий по данному направлению. К примеру наблюдающееся в последнее время снижение объемов закупок российского вооружения со стороны Индии, традиционно бывшей одним из главных его импортеров, может иметь вполне простое и логичное объяснение. Вашингтон стремится плотнее сотрудничать с Нью-Дели — например, приглашает в новый блок QUAD, прозванный азиатским НАТО, пытаясь тем самым убить сразу трех зайцев: окружить Китай кольцом своих союзников, повлиять на масштабы закупок оружия из России и просто экспортировать больше вооружений на индийский рынок.

В подобных условиях России следует озаботиться принятием соответствующих мер, направленных не просто на поддержку отечественного оборонно-промышленного комплекса, но и на обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке. Привычный миропорядок на полном ходу движется в сторону изменений: формирование новых военных блоков, углубление существующих союзов, постепенное смещение фокуса с европейского на азиатское направление. Все это требует от нашей страны учета меняющейся конъюнктуры, потому что становится очевидно — недостаточно просто производить дешевое и качественное вооружение, чтобы продавать его.

Нужно стремиться развивать успехи именно по внешнеполитической линии и бить США на их же поле. Ровно как в случае с поставками российских зенитно-ракетных комплексов входящей в НАТО Турции, ярко высветившем не только расширение внешних связей Москвы, но и военно-промышленную импотенцию Вашингтона. Только так можно противостоять агрессивной антироссийской политике США и не просто удержать российские позиции на мировом рынке вооружений, но и существенно усилить их. Возрастающий спрос на оружие создает для этого идеальную возможность.

Вернуться назад