Миграционный кризис на белорусско-польской границе: вопросов больше, чем ответов

Конфликт на границе между Белоруссией и Польшей, где группы мигрантов от нескольких сотен до нескольких тысяч человек пытаются проследовать транзитом через польскую территорию в Германию, обрастает все новыми сюжетами и рождает все больше вопросов.

На первый взгляд, все ясно и очевидно. Варшава заявляет, что защищает Европейский союз, «стабильность и безопасность которого находится под угрозой гибридной атаки режима Лукашенко». Минск поясняет, что мигранты хотят «реализовать свое право на подачу прошений о предоставлении статуса беженца в ЕС» и что «все эти люди, в том числе женщины и дети, не представляют угрозу безопасности и не ведут себя агрессивно».

Но есть и трудно объяснимые парадоксы. Первый. Правящая польская партия «Право и Справедливость» (PiS) нагнетает в стране тревожную атмосферу, представляя Польшу «жертвой», которой угрожает серьезный кризис в связи с наплывом мигрантов. При этом польские эксперты заявляют, что мигранты не собираются оставаться в стране, а следуют в богатую Германию. Только за последние полтора месяцев через Польшу их проследовало около 6 тысяч человек.

Поэтому «миграционная угроза» для Варшавы выглядит таковой больше на словах. На деле «Право и Справедливость» выиграла два бонуса. Внешний заключается в том, что она получила возможность разбавить негативную для себя повестку отношений с ЕС, который требует от польских властей отменить решение Конституционного суда Польши о приоритете национального законодательства над европейским и пересмотреть судебную реформу. Сейчас Варшава создает себе имидж «защитника Европы» – и Брюсселю с этим приходится считаться.

О внутреннем пишут западные издания и говорят польские оппозиционные политики. Суть его в том, что PiS может отвлечь внимание поляков от сложной экономической обстановки, роста цен и инфляции, а также заимела мощное оружие против оппозиции. На этом фоне растут конспирологические версии. Так, известный польский политик Роман Гертых обвинил правящую партию в «сговоре с Минском». Он задается вопросом: «Почему Лукашенко усиливает правительство «Права и Справедливости»?» И отвечает: «Потому что он в согласии с ними».

Второй. Неопределенной выглядит реакция на кризис ЕС и НАТО. Даже проевропейски настроенные польские издания отмечают, что «ни Польша не пытается привлечь международные организации к урегулированию ситуации, ни сами ЕС и НАТО не очень к этому стремятся». Активность проявляют сегодня разве что немцы. Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен призвала «страны-члены ЕС окончательно утвердить расширенную систему санкций против белорусских властей, ответственных за гибридную атаку». В свою очередь глава МВД Германии Хорст Зеехофер в интервью Bild попросил Брюссель «принять меры», чтобы помочь остановить приток мигрантов на польско-белорусский рубеж и поддержал строительство стены на границе с Белоруссией.

Но в самом Евросоюзе нет однозначного мнения о том, какими реальными действиями страны-члены могли бы оказать содействие Польше. Далеко не все они симпатизируют Варшаве, к тому же в ряде государств свежи воспоминания о том, как ЕС бросил их на произвол судьбы во время предыдущего миграционного кризиса, когда сотни тысяч мигрантов штурмовали их границы. И еще. Еврокомиссия совместно с ООН и ее специализированными учреждениями намерена изучить вопрос о том, как обеспечить безопасное возвращение мигрантов в страну их происхождения. С кем в таком случае собирается вступать в переговоры Брюссель? Если с Польшей, то ей нужно вначале впустить мигрантов на свою территорию. Если с Белоруссией, то ни о каких новых санкциях против Минска не может идти речи.

Третий. Свою порцию критики со стороны западной прессы получила Москва. Некоторые издания требуют в связи с миграционным кризисом ввести санкции и против нее, так как Минск якобы не мог решиться на такую операцию без санкции России и ее содействия. Выдвигаются и экстравагантные теории о том, что план «белорусской атаки на ЕС» поддерживают президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган. Но если судить по заявлениям официальных лиц Евросоюза, в их зоне прицела пока исключительно Минск.

Что касается Москвы, то она предлагает рассмотреть проблему с иной стороны. Как подчеркивает министр иностранных дел России Сергей Лавров, «ноги этого кризиса растут из той политики, которую страны НАТО и ЕС проводили многие годы в отношении Ближнего Востока и Севера Африки». Иными словами, Евросоюзу предлагается принять участие в восстановлении разрушенных западными коалициями ближневосточных стран – Ирака, Ливии и, конечно Сирии, чтобы исключить сами причины, побуждающие граждан этих государств покидать свои дома и отправляться в Европу.

Похоже, по мере развития миграционного кризиса число парадоксов может вырасти. Ясно пока одно. Начавшийся как польско-белорусский конфликт, кризис перерос себя и превратился в международную проблему, которая начинает оказывать влияние на регионы, далеко отстоящие от Польши и Белоруссии.

Вернуться назад