Индийский «Триумф» России стал «щелчком по носу» американцам

На фоне переговоров президентов России и США, в определенной мере «ушло в тень» совершенно другое внешнеполитическое событие, имевшее для нашей страны не меньшее, а возможно даже и большее значение, чем виртуальный «саммит» Владимира Путина и Джо Байдена.

Совершенно незаслуженно вниманием оказался обойден визит в Индию высших руководителей важнейших отечественных ведомств и самого Владимира Владимировича, ознаменованный достаточно серьезными успехами, достигнутыми в развитии отношений с этой страной, играющей сегодня огромную роль как в своем регионе, так и во всем мире.

Случайно ли то, что это мероприятие состоялось как раз накануне «прямой линии» между Вашингтоном и Москвой? В такое поверить попросту невозможно, ибо совпадения подобного рода в геополитических «играх», ведущихся сверхдержавами, исключены по определению. Безусловно Соединенным Штатам был послан очень конкретный сигнал, причем с таким смыслом, который им явно пришелся не по душе. Попробуем разобраться, в чем именно он заключался, а заодно оценить более широко значение того «индийского прорыва», который удалось осуществить России.

«Триумф» и Калашников – назло Белому дому

Многие эксперты, оценивая итоги визита российской делегации в Нью-Дели, однозначно ставят во главу угла колоссальный успех, который в его процессе удалось достичь в области военно-технического сотрудничества между двумя странами. Да, результаты на этом направлении более, чем впечатляющи. С другой стороны, это вовсе не нечто новое, а просто успешное продолжение и развитие тех «наработок», которые были сделаны ранее. Напомним – контракт на поставки Индии ЗРК С-400 «Триумф» был подписан еще в 2018 году, во время предыдущего визита Владимира Путина в Нью-Дели. Другой вопрос, что до стадии практической реализации он вполне мог не дойти. И дело тут не только в традиционных санкциях «за покупку русского оружия», которыми немедленно принялся угрожать Вашингтон, а в куда более хитрых и масштабных действиях Соединенных Штатов. В данном случае они предпочли не идти «напролом», действуя грубо и напористо, как это было с Турцией, а попытались предложить Индии альтернативу в виде собственных поставок вооружений и далеко не только их одних.

По сути дела, Нью-Дели был поставлен перед выбором страны для глобального военно-технического и стратегического партнерства. При этом «остаться в гордом одиночестве», уходя от тесной «связки» с Вашингтоном либо Москвой ему не позволяли и не позволяют геополитические реалии. Конкретно – становящиеся все более напряженными отношения со стремительно наращивающим свою военную мощь и влияние в регионе Китаем. Какое-то время казалось, что американцы «переигрывают» нашу страну и ей вскоре предстоит лишиться громадного индийского рынка оружия. Однако на поверку все оказалось в точности наоборот.

Наши индийские партнеры, вопреки оказываемому на них явному и скрытому давлению, вопреки посулам и уговорам заокеанских «друзей» не отказались от принесшей им столько проблем сделки. Поставки С-400 уже начаты и будут продолжаться согласно достигнутых ранее договоренностей. Более того – всего год спустя после их заключения «на полях» проходившего во Владивостоке Восточного экономического форума Владимиром Путиным и индийским премьер-министром Нарендрой Моди были подписаны оборонные контракты на общую сумму в 14 с половиной миллиардов долларов. И вот – новые шаги: заключен контракт о поставках индийской армии автоматов Калашникова, а также локализации их производства на местных оборонных предприятиях (как это произошло ранее с ПЗРК «Игла-С»). Общая сумма сделки – не менее 600 миллионов долларов, но дело тут не только и не столько в деньгах. Разве может быть для нашего АК-203 реклама лучше, чем избрание его в качестве основного стрелкового оружия армией, имеющую вторую в мире численность?

При этом прекрасно понятно, что столь тесное сотрудничество в оборонной сфере «привязывает» страны, участвующие в нем далеко не только к российскому ВПК. Недаром же в проходивших в Нью-Дели переговорах в формате 2+2 участвовал как министр обороны России Сергей Шойгу, так и глава отечественного МИД Сергей Лавров. Главная задача Москвы сегодня – не продать Индии побольше автоматов, ракет, или, скажем, самолетов. Критично важно не допустить превращения этой страны в вассала Вашингтона, и, более того – в военный противовес другому важнейшему союзнику нашей страны – Китаю. А ведь определенные шаги, и весьма серьезные, кстати, в этом направлении уже были сделаны. Чего стоит одно лишь участие Нью-Дели в QUAD – «Четырехстороннем диалоге по безопасности», другими участниками которого являются Австралия, США и Япония.

Что «перевесит» – QUAD или ШОС и БРИКС?

Эта организация имеет совершенно однозначную антикитайскую направленность. Да, по большому счету, и к друзьям России входящие в нее государства тоже никто назвать не рискнет. Ее создание стало лишь первым шагом Вашингтона по сколачиванию в Индо-Тихоокеанском регионе военно-политических альянсов, направленных на всемерное противодействие Пекину. Следующим шагом стал AUKUS, явно вызвавший в Нью-Дели не воодушевление, а нешуточное беспокойство. Передача американцами Австралии ядерных технологий и перевооружение ее военно-морского флота на АПЛ вряд ли может порадовать кого-либо из здравомыслящих соседей этого государства. Индия на сегодняшний день заявляет о своей «дистанцированности» от AUKUS и утверждает, что и в QUAD участвует исключительно с точки зрения собственных экономических интересов.

Тем не менее прекрасно понятно, что имея в соседях Поднебесную, противоречия с которой уже давно не ограничиваются одними лишь давними пограничными спорами и территориальными претензиями, эта страна остро нуждается в гарантиях собственной безопасности и партнерах, на которых она могла бы рассчитывать в случае резкого обострения конфликта с Пекином. Как минимум – в качестве посредника и «третейского судьи». Однако Соединенные Штаты, по сути дела, предлагают индийским «партнерам» нечто совершенно другое: они зовут их «дружить против».

 Против Китая, но, прекрасно понятно, что и против России – тоже. При этом возможная перспектива перерастания вооруженного конфликта между двумя огромными странами в полномасштабную войну, которая, практически, неминуемо выльется в обмен ядерными ударами, волнует Вашингтон постольку-поскольку – как и все, что происходит в другом полушарии. Возможный ущерб, которые понесут при этом китайские товарищи (да и индусы тоже) однозначно перевешивает в его глазах все остальное.

Позиция России, естественно, принципиально иная. Индийско-китайское столкновение не просто никоим образом не может отвечать каким-либо ее интересам (как декларируемым открыто, так и тайным), оно для них попросту гибельно. Вот чего нам еще не хватало – так это погружения целого огромного региона, напрямую прилегающего к нашим рубежам, в военный ад и последующий тотальный хаос со всеми вытекающими кошмарными последствиями. Более того – даже мирное противостояние двух великих азиатских держав нам невыгодно, ибо ведет к ситуациям, в которых придется выбирать между двумя важнейшими нашими партнерами. При этом любой вариант выбора будет однозначно в пользу США. Увы, говорить о перспективах включения Индии в понемногу формирующуюся группу государств с более или менее ярко выраженной антиамериканской внешнеполитической повесткой пока что преждевременно.

Причин тут много и назовем всего лишь одну из них. Товарооборот между США и Индией за два последних года составил примерно 80 с половиной миллиардов долларов. В то же самое время в отношении нашей страны эта цифра намного скромнее – до 30 миллиардов долларов в год его рассчитывают увеличить лишь к 2025-му. Да, конкретные шаги в этом направлении делаются прямо сейчас – с начала нынешнего года по сентябрь объем российско-индийских торговых операций вырос на 38% и составил 8.8 миллиарда долларов. Однако цифры, как видим, совершенно несопоставимы. А ведь в современном мире политика, как всем известно, проистекает, прежде всего, из экономики. Автоматы-автоматами, но до тех пор, пока Вашингтон будет оставаться основным партнером Нью-Дели в этом аспекте, ощутимо уменьшить его влияние будет весьма и весьма проблематично.

Как бы то ни было, но и Владимир Путин, и Нарендра Моди после длительных переговоров с глазу на глаз (они заняли раза в полтора больше времени, чем беседа нашего президента с американским) заявили о том, что возглавляемые ими страны возвращаются к режиму «особо привилегированного стратегического партнерства». Было ли это своеобразным «щелчком по носу» готовившемуся в это время к переговорам с Владимиром Владимировичем Джо Байдену, администрация которого прилагала и прилагает огромные усилия к тому, чтобы добиться успеха как раз на «индийском направлении»? А как вы сами считаете?!

Вообще говоря, старине Джо должно быть чисто по-человечески обидно: Си Цзиньпин лично позвал Путина на Олимпиаду, а его не пригласил вообще. Сам Владимир Владимирович с ним общается по видеосвязи, а к индийскому лидеру пожаловал, так сказать, «во плоти» (причем это была вторая зарубежная поездка нашего лидера за последние два года), что тоже имеет свой недвусмысленный подтекст. В первый раз наш президент ездил как раз на рандеву к Байдену в Женеву, а вот теперь... Приоритеты поменялись? Пожалуй, что да. Соединенные Штаты, как бы не тяжело им было это осознавать и признавать, перестают быть «центром мироздания», государством, вокруг которого «крутятся» все до единого серьезные геополитические «расклады».

Визит Владимира Путина и его более чем успешные переговоры с Моди демонстрируют реалии нового многополярного мира во всей красе. Перед российско-американским саммитом, который все изначально видели, как «тяжелый» разговор устроить такую демонстрацию было просто необходимо. Прекрасно понимая, что Вашингтон постарается свести весь диалог к вопросам «территориальной целостности Украины», изрядно подправив их торгами вокруг судьбы «Северного потока-2», Москва весьма уместно напомнила тамошним «умникам», что мир не ограничивается одной лишь Европой и «постсоветским пространством. А уж ее жизненные интересы и внешнеполитические возможности – тем более.

Автор: Александр Неукропный

Вернуться назад