Новостной обзор

Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 25 апреля 2022
896
Новороссия сегодня 24 апреля 2022
959
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 24 апреля 2022
986
Новороссия сегодня 23 апреля 2022
1 010
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 23 апреля 2022
1 004
Новороссия сегодня 22 апреля 2022
1 094
Ситуация на Донбассе за прошедшие сутки 22 апреля 2022
989

Лента новостей

10:54 08-05-2022
Украинцам запретили узнавать судьбу пропавших на войне
10:38 08-05-2022
Сценарий ядерной войны от Оливера Стоуна для Украины
10:25 25-04-2022
Зеленский в случае неудачи Украины готов обвинить в этом Запад
10:13 25-04-2022
В США отменили торжества по поводу встречи союзников на Эльбе
07:21 25-04-2022
Европа готовит шестой пакет санкций против России
18:48 24-04-2022
Австрия выступила против принятия Украины в состав Евросоюза
17:51 24-04-2022
Немецкий журналист: Жители Украины шепотом просят русских солдат не оставлять их
11:27 24-04-2022
Миллионы «преступников»: Украина отвергла граждан в Херсонской и Запорожской областей
07:31 24-04-2022
Турция закрыла воздушное пространство для российской авиации, направляющейся в Сирию
07:20 24-04-2022
Болгарию раздирают противоречия из-за поставок оружия Украине
07:03 24-04-2022
Зеленский заявил о неготовности Киева к деблокаде Мариуполя военным путём
16:28 23-04-2022
В Южной Осетии отменена дата проведения второго тура выборов президента
16:21 23-04-2022
Польский генерал: Британский премьер разболтал военную тайну
15:39 23-04-2022
Немецкий экономист: энергетическое эмбарго принесет России только выгоду
08:09 23-04-2022
В Европарламенте назвали Евросоюз вассалом США
17:51 22-04-2022
Зеленский требует от мира ввести «налог на войну за Украину»
Все новости

ВосходИнфо » Аналитика / Прогнозы » Идеология » Глубинные противоречия западной политики России

Глубинные противоречия западной политики России

 
Россия — это часть Европы или отдельная цивилизация? Этот вопрос будоражит умы и наших соотечественников, и иностранцев. Однозначного ответа на него до сих пор нет — даже программные документы российской внешней политики пестрят противоречиями. В итоге такое подвешенное состояние мешает нам выработать более чёткую линию на западном направлении внешней политики.
 
Когда занимаешься темой русофобии в Европе, истоков антироссийской пропаганды, сразу обращаешь внимание на одну вещь. У европейцев нет чёткого понимая, принадлежим мы к их миру, или нет. Нас могут ругать и как «диких азиатов», а могут воспринимать как «отбившихся от рук своих, европейцев». А порой европейцы просто не понимают, как с нами говорить — как с чужими или как со своими. Такая противоречивость и неопределённость часто вызывает дополнительное озлобление.
 
Но как разобраться в данном вопросе европейцам, если у нас самих чёткого ответа на данный вопрос не существует. Точнее, ответов много, но они порой диаметрально противоположны. «Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное», — писал во второй половине XIX века публицист, идеолог панславизма Николай Данилевский. «Россия — тоже Европа», — заочно отвечал ему в начале ХХ века историк-либерал, лидер кадетской партии Павел Милюков. И примеры таких разных мнений можно привести почти в любое время — и до них, и после.
 
Удивительно, но следы и того, и другого подхода порой причудливо переплетаются. Возьмём, например, концепцию внешней политики России 2013 года. В пункте 44 документа говорится: «Россия считает приоритетной задачу формирования Евразийского экономического союза… союз призван стать эффективным связующим звеном между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом». То есть, мы представляем собой нечто отдельное от Европы, лежащее между ней и Восточной Азией.
 
Читаем дальше, доходим до пункта 54, и видим следующее: «Приоритетный характер имеет развитие отношений с государствами Евро-Атлантического региона, с которыми Россию связывают, помимо географии, экономики и истории, глубокие общецивилизационные корни». Получается, что на самом деле у нас другой приоритет, поскольку мы — часть Европы. Не связующее иное пространство, а часть Европы!
 
В следующей концепции внешней политики от 30 ноября 2016 года последний абзац убрали, но даже несмотря на нынешние тяжёлые отношения с ЕС, в документе имеется пункт 63: «Стратегической задачей в отношениях с ЕС является формирование общего экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана на основе гармонизации и сопряжения процессов европейской и евразийской интеграции».
 
Читая подобное, возникает ощущение, что люди, писавшие концепцию, или запутались, или имели диаметрально противоположные представления о внешней политике России, а потом редактор попытался свести всё к общему знаменателю… Так или иначе, но в основополагающем документе по международным отношениям изначально заложено противоречие. Россия должна строить нечто своё, быть связующим звеном между Европой и Азией? Или всё-таки олицетворять Европу на Тихом океане? Вопросы повисают в воздухе.
 
Впрочем, нет ничего удивительного, что концепция внешней политики не даёт однозначный ответ, куда нам идти. Вся российская история соткана из противоречий по этому поводу. Если копнуть глубоко — можно при желании объявить первым «евразийцем» Александра Невского, а «западником», скажем, Даниила Галицкого. Или же назвать иосифлян рубежа XV—XVI вв. ека «евразийцами», а нестяжателей — «западниками». И то, и другое будет выглядеть притянутым за уши, но почему не попробовать…
 
Разница между Россией и большей частью Европы бросается в глаза. Многое вытекает из того, что у нас воцарилось православие, у них — католичество, от которого впоследствии отделился протестантизм. И это намного больше, чем принятие разных ветвей христианства. Они повлияли и на политику, и на экономику, и на культуру, и на образ жизни и образ мыслей. Естественно, это повлияло и на внешнюю политику, на восприятие своего места в мире.
 
Православие подразумевает союз государства и церкви, большую часть времени так и было (хотя исключения в виде конфликта Ивана Грозного и митрополита Филиппа имели место). В западном христианстве шло противоборство папы и германского императора, папы и французского короля, папы и других правителей. В конечном счёте, это со временем привело к возникновению протестантизма, к резкому противопоставлению церкви и государства. И к появлению двух центров силы, разделения властей. Того, что для России веками было немыслимо.
 
Стремясь перетянуть на свою сторону города, сторонники и понтификов, и императоров даровали городам различные вольности. Так зародилось европейское самоуправление, в рамках которого существовали разные группы, ориентированные или на папу, или на императора (как гвельфы и гибеллины в Италии). В России же с момента создания централизованного государства о подобном и речь быть не могло. Недаром Иван Грозный ругал английскую королеву Елизавету I, что та часть власти отдала парламенту вместо того, чтобы править единолично.
 
Глянем на европейские просторы и на наши… Захотел бы частный капитал осваивать холодные огромные просторы? Вряд ли. У нас же иного выхода не было, и эту задачу взвалило на себя государство. Отсюда его роль только дополнительно выросла. У нас и при царях процент государственной собственности по сравнению с Западной Европой зашкаливал. Такого количества казённых мануфактур, казённых заводов там не существовало.
 
Наконец, возьмём происхождения наших царей или дворян, веками бывших ведущим сословием. В их жилах текла татарская и иная неевропейская кровь. Среди европейских королей, герцогов и графов, конечно, тоже было много людей из смешанных семей. Пример — те же Габсбурги, в жилах которых текла не только немецкая, но и чешская, венгерская, итальянская кровь. Но где неевропейцы среди них? Не имеется. Так или иначе, но европейская знать — потомки представителей одного пространства и одной культуры, русская же — разной.
 
Но перечисляя отличия, нельзя забывать и о том, что нас с Европой всё-таки роднит. И русские, и какие-нибудь ирландцы или австрийцы — христиане. Как ни крути, но мы всё же вышли из одного корня. Сегодня в Евросоюз входят православные Греция, Болгария, Румыния… А если посмотреть на языки, членами ЕС являются также Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия… То есть, наши языковые родственники проживают в Европе. У арабов, индийцев, китайцев — всё другое. И языки, и религия, и письменность.
 
Так ли чужда русским демократия? Отнюдь нет. Новгородское вече существовало с XII века, английский парламент на целый век с лишним моложе. И у нас была практика созывов Земского собора, а во Франции короли так собирали Генеральные штаты, а в Германии императоры — рейхстаги. Так что нельзя сказать, что парламентская демократия или городское самоуправление совсем не имели аналогов на Руси и являются чем-то привнесённым извне.
 
Крепостное право в Европе было куда более мягким, чем в России, но оно было. И жёсткая централизованная власть имела место и в европейской истории. «Государство — это я» — фраза французского короля Людовика XIV, которую оценил бы и Иван Грозный. И наоборот, частное предпринимательство в России существовало давно. И торговый обмен с Европой у нас был, и культурный имелся. Достаточно вспомнить храмы, построенные у нас итальянскими зодчими.
 
А если уж говорить о крови, то ещё Анна Ярославна вышла замуж за французского короля Генриха. И потом Рюриковичи и Романовы не раз женились и выходили замуж за европейцев. И среди русских дворян — обилие людей с немецкими фамилиями, попадались и французы, шведы, итальянцы, шотландцы. Поэтому и общность, и определённое общее пространство у нас имеются, и некий набор общих ценностей.
 
В принципе, концепции внешней политики России призваны соединить и то, и другое. И евразийство-почвенничество, и западничество. Желание строить своё, одновременно осознавая связь с Европой, вполне естественно. Мы вполне себе другие, отличные, со своими интересами, со своей историей и мировоззрением. И в то же время у нас куда больше сходства с Европой, чем с Ближним Востоком или Восточной Азией.
 
Только вот соединять не всегда получается… Иногда противоречия между «мы — отдельные евразийцы», и «мы — Европа» оборачиваются метаниями из стороны в сторону и непоследовательностью. Что мы хотим от Европы? В какой мере мы считаем себя её частью? Какой европейский опыт мы считаем для себя полезным, а какой — неприемлемым? Ясного ответа на этот счёт пока нет, при том что ответить «всё сойдёт» или «всё не подходит» явно не получится. А в итоге чёткого плана действий на западном направлении не появляется.
 
Не исключено, что совместить несовместимое всё-таки можно. Скажем, сразу дать понять, что, с одной стороны, мы слишком отличаемся от Западной Европы, и потому не можем и не должны следовать её курсом. С другой — не отметать всё с порога, указав, где у нас имеются очевидные сходства и точки соприкосновения… А мостом между Европой и Азией мы просто обречены быть в силу своего географического положения. В силу того, что в России живут и явно азиатские, и очевидно европейские народы, а сами русские есть и в Европе, и в Азии.
 
На необходимость разрешить противоречия между евразийцами и проевропейцами ещё в 1860-е годы указывал видный историк-правовед Константин Кавелин. Он долгие годы колебался между славянофилами и западниками, в итоге написав следующее: «Воззрения западников и славянофилов — анахронизмы. Теперь возможно только одно воззрение — национальное, основанное на изучении реальных явлений в жизни русской земли,… прошлой и настоящей, без всякой предпосылки…».
 
Жизнь показала, что ни то, ни другое анахронизмом не стало. Однако необходимость сгладить противоречия и строить свою политику, исходя из «двойственной» природы России, никуда не делась. И разговаривать с западными партнёрами, наверно, лучше, отталкиваясь от нашей неоднозначности. Радикальным почвенникам и радикальным западникам это точно не понравится, но иного выхода у нас нет. «Полноценной» Европой нам не стать, но и перечеркнуть её полностью тоже не получится.
 


4-12-2016, 12:46
Хавьер Солана: место Трампа должна занять Меркель
1-12-2016, 17:37
Путин утвердил новую концепцию внешней политики России
13-08-2016, 14:13
Ознакомьте украинцев с этой статистикой

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх