Почему в России невозможно создать единую национальную идею

 
С формулой единой национальной идеи легко государствам-нациям. Германия превыше всего (гимн), Ще Польска не сгинела (гимн), Ще не вмерла Украини (гимн), В Англии говорите по-английски (надпись в аэропорту Хитроу), Чтобы понять, почему китайцы должны быть солидарны, посмотрите в зеркало (лозунг в Китае) - и так далее. В мире огромное количество наций, понимающих свою солидарность как единственную национальную идею. Не важно, имеют они статус государства или автономии в составе государства - их солидарность базируется на простом расовом инстинкте "свой-чужой". Финны, чеченцы, греки, японцы, армяне, евреи, курды, турки, французы, корейцы, испанцы, итальянцы - все эти и многие другие народы никогда не искали консолидирующую идею. Она всегда была с ними.
 
Другое дело у многонациональных государств. Тут два пути:
 
Вариант 1. Доминирует идеология численно преобладающего этноса. Как только доминирующий этнос теряет доминирование, солидарность в государстве пропадает и оно разваливается или обрушивается в гражданские войны. Пример - Византия. Пока там преобладал греческий этнос, Византия была стабильной православной империей. Когда греки потеряли большинство и выросла доля других наций из национальных окраин, ослабела вера, размываемая верованиями варваров, а Византия погрузилась в хаос и в итоге рухнула. Такая же судьба выпала на долю Российской империи и СССР. Третий Рим или Союз нерушимый - это была идея русских. Пока русские доминировали в политике и экономике, государство было солидарно. Весь ХХ век шли процессы ассимиляции и возвышения роли нацменьшинств. Этническое ядро русских размывалось и теряло главенствующее положение в экономике и политике. По мере уменьшения роли русских уменьшалась и роль солидаризирующей идеи. Нынешняя Россия, оставаясь многонациональным государством, испытывает острый кризис консолидирующей идеи, ибо составляющие её население нации и социальные группы являются носителями собственных ценностных систем, не способствующих солидарности общества. В 90-е годы центробежные силы едва не пересилили центростремительные. Чеченцев превратили в Россиян силой армии. Так, то, что воодушевляет казанских татар, у русского населения вызывает по меньшей мере острую озабоченность. С жителями прочими Кавказа вообще мир основан на том, что русские никак не мешают им культивировать свои версии мусульманской идентичности, с российским единым государством совместимые лишь до тех пор, пока в этом государстве есть сильная армия русских и их же сильные спецслужбы. При этом сам русский этнос расколот как минимум четырьмя враждебными идеологиями: социализм, либерализм, русское православие, русское язычество. Предъявлять в таком состоянии Путину претензию за то, что тот не форсирует изобретение некой единой государственной идеологии - глупость несусветная. Что это может быть за идеология, представить совершенно невозможно.
 
Вариант 2. Доминирует социальная доктрина, претендующая на универсальность. Пример - США (пример СССР - пример неудачи такого подхода). Общество всеобщего благоденствия, американская мечта, демократия как способ достижения американской мечты. На начальных стадиях вполне работает, но по мере переполнения государства этнически чуждыми группами их ассимиляция замедляется и экономический кризис разрушает идеологическое ядро, ибо система всё больше становится социально расколотой и расово враждебной. Всё учащающиеся бунты цветных в США тому яркое подтверждение. Плавильный котёл не справляется с переплавкой. Получается, что и американская схема отвлечённых общих ценностей не работает на консолидацию и в кризис подвержена остракизму со стороны населения. Угроза распада США нарастает последние 10 лет угрожающими темпами.
 
Всвязи с этим возникает вопрос: а возможно ли создать в принципе нечто объединяющее население государств со смешанным этническим составом, где нет численного и обусловленного этим политического преобладания какого-нибудь этноса?
 
С уверенностью могу сказать - такого решения нет. Многонациональные образования имеют меньше скреп в виде ценности общей судьбы, чем мононациональные. По сути, в таком смешанным обществе начинают складываться несколько типов морали, отвергаемых другими социальными группами.
 
Я попробую рассмотреть вопрос не с привычных позиций известных социальных или национальных доктрин. Они в известной степени информативны, но есть ещё один угол зрения, который существенно дополнит то, что действует в сфере моральных ценностей.
 
Я предлагаю посмотреть на консолидирующую идеологию с позиций теории каст.
 
Тут сразу становится очевидным, что в многонациональной стране существует не одна, а как минимум четыре разных идеологии - по количеству каст. Оговорюсь: каста в данном случае - не место в иерархии общества, не класс и не социальная группа. Это не европейская социология, а, скорее, квази-индийская. Квази - потому что в Индии место в касте передаётся по наследству и отражено в социальной пирамиде общества. . В нашем варианте каста - особенность личности от рождения. Родители и дети могут принадлежать к совершенно различным кастам из-за разницы типа энергетики. Каста - это тип биоэнергетики человека, то, что он получает от рождения как главную сущностную черту своей личности, которая потом определяет его пристрастия и систему ценностей. То есть термин полностью очищенный от социальной составляющей.
 
1. Каста Работников всегда будет искать социальную защиту у государства. Низшие слои этой касты будут терпеть нужду и не думать о её причинах. Высшие слои дорастут до классового сознания - с помощью просветительской работы касты Магов. И если каста Воинов даст работникам организаторов, то Работники получат свои профсоюзы и политические партии. Их идеология - социализм и социал-демократия. К либерализму они относятся или равнодушно, или с острым подозрением, доходящим до активного неприятия. Ценностная аксиома Работника - работа как главное на Земле делание.
 
2. Каста купцов всегда будет искать материального благополучия и ради него будет в любой момент готово превратиться в предателей своего народа и государства и в пятую колону врага в своей стране. Купцам где хорошо, там у них и Отечество. Их лозунг: "Я далёк от политики". "И близок к деньгам и удовольствиям" - так нужно закончить эту фразу за Купцов. Любые патриотически призывы они будут рассматривать как уловку государства, стремящегося побольше отнять и поменьше отдать. Потому обман такого государства есть с их точки зрения высшая добродетель. Именно из Купцов формируются диссиденты, предатели, потребители, безродные космополиты, дезертиры и перебежчики. В лучшем случае - это полностью равнодушная и аполитичная масса, жаждущая только хлеба, масла, икры и зрелищ. В худшем случае - оккупационная администрация и приветствующая оккупантов общественность. Их идеология - либерализм, ибо он оправдывает их тягу к обретению богатства путём обмана, ибо иных путей к богатству не существукет. Национальный компонент как средство манипуляции возможен, если Купцы борются с конкурентами (сами они верят только в деньги), ибо в чистом виде Купцы национальной идеей манипулируют работниками, подчиняя их себе попытками играть на их инстинктах. Ценностная аксиома Купцов - создание большой семьи, богатого Рода, клана, и передача ему наследства.
 
3. Каста Воинов равнодушна к ценностному содержанию любых идеологий. Идеологии ценны для Воинов лишь до тех пор, пока ими можно подчинять массу, пока они являются средством мобилизации и консолидации населения вокруг их власти. Если прежняя идеология не работает, её выбрасывают и берут другую. Меняют флаг и правят дальше. Неважно содержание - Москва-Третий Рим, арийский Третий Рейх, светлое коммунистическое завтра или сытое либеральное сегодня. Главное - властвовать. Не случайно всегда при смене строя во власти вновь окатываются те же люди, что и в прошлом. То, что Единая Россия и Партия Регионов целиком бывшая КПСС, не осмеивал только ленивый. В ФРГ бывшие члены НСДАП возглавили страну, армию и спецслужбы (да и в ГДР так тоже было), да и Крестителем Руси был вчерашний язычник. Главное для Воинов - власть. А во имя чего власть - пропагандисты нарисуют. Ценностная аксиома Воинов - борьба, война, революция всяческого Добра против всяческого Зла. Если понадобится - жертва жизнью за высшие идеалы борьбы Добра со Злом.
 
4. Каста Магов интересуется тайными доктринами, объясняющими природу человека в контексте его отношений с Высшими Силами. Здесь и тайна человека, и тайна власти, и тайна денег, и тайна управления и подчинения, тайна лидерства, тайна жизни и смерти, тайна смысла жизни и смысла страданий, тайна добра и зла. Для Магов вообще нет ценности нации, если нация перед Богом впала в ересь. Перед Богом нет ни эллина, ни иудея, есть дети Божьи. Быть православным важнее, чем быть русским. Отсюда если русский человек не православный, то он дрянь, а не человек (Достоевский), если неизбежно китайское завоевание вырождающейся Руси, то нужно как можно скорее крестить китайцев и предать им миссию православия (Кураев). Нет ценности денег, если они суть злая энергия. Нет ценности власти, если это соблазн своеволия повреждённого грехом человека ради увеличения порабощения греху. Нет ценности Труда, если плодом труда человека является гордыня и отупение. Ничего, что несёт деградацию, для магов не ценно. А вот что является эволюцией, для Магов - предмет дискуссий и размышлений. Ибо часто добро на деле является злом, а то, что мы принимаем как зло, оказывается для нас добром. Но и тут есть соблазн оправдания зла, что не есть Истина. Поиск Истины при невозможности её полного постижения - вот единственный смысл жизни Мага. Ценностная аксиома Мага - соединение своей природы с природой Божества.
 
Как вы изобретёте общую консолидирующую идею для этих социальных групп? Это невозможно. Это не социальные группы - это разные природы человека. разные антропологии. Мы имеем дело с четырьмя принципиально нестыкуемыми смыслами жизни. Нужно вести речь о четырёх идеологиях, а не об одной. Члены разных каст никогда не придут к согласию относительно базовых ценностных аксиом.
 
Значит невозможно установление единой системы в многонациональном государстве?
 
По согласию невозможно. Возможно по принуждению. Победитель заставляет побеждённых принимать объявленную идеологию. И когда победитель слабеет, власть его идеологии рушится. В этом природа и суть единой консолидирующей идеи в многонациональных государствах. Её не может быть в принципе, все её версии исторически преходящи и временны. И потому Россия, имея такие уязвимые узлы в каркасе духовных скреп, верно делает сейчас, что не педалирует тему и не объявляет насильно навязываемую идеологию. Вместо консолидации это приведёт к углублению раскола. Православные никогда не вели споров с мусульманами ради создания общей идеологии - и благодаря этому у нас нет религиозных войн. Пролетарии поубивали одно время непролетариев, но счастья им это в долгосрочной перспективе не прибавило. Поэкспериментировав с властью богатых над бедными, и потом бедных над богатыми, мы убедились, что ни то, ни другое не является оптимальным вариантом. Вытягивая одно, мы при этом рушим другое, весьма полезное. Идеологии перетекают друг в друга и сменяют друг друга по мере исчерпания своего потенциала. Они не хороши и не плохи - они реакция на обстоятельства места и времени. Попытка не примирить, но не дать столкнуться разным социальным группам в непримиримой бойне за навязывание своей картины мира всем остальным членам человечества получается единственно оправданной стратегией и тактикой выживания.
 
Позволяющей всем живым долго вести дискуссию о пользе единой идеологии, которую государству был бы смысл объявить. После того, как её изобретут. А пока не изобрели, вести дискуссию вместо гражданской войны.
 
И это хорошо.
 
 
Автор: Александр Халдей

Вернуться назад