Если обратиться к какой-либо базе правовой информации, то можно заметить, что имеет место быть "вторая волна" выпуска федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования. Видимо, это такое имитирование инновационной деятельности, а может "новая метла по новому метёт". Решил на досуге сравнить два из них. Что можно отметить из отличий кроме изменения нумерации специальностей?
Ранее было так.
По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую "государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) "специалист" присваивается специальное звание "инженер".
(абзац введен Приказом Минобрнауки РФ от 18.05.2011 N 1657)"
Теперь слово "инженер" не упоминается ни разу. Да и из перечня компетенций вывести тот факт, что идёт подготовка инженера вывести не следует. Может быть менеджера готовят, или просто бумагомарателя.
"Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности".
Развитие личности - это лишнее. К тому же вольнодумству способствует.
"Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц. По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно")".
Выходит, теперь объем трудоемкости отдельной дисциплины (да и их перечень), а также систему оценок формирует сам вуз. Главное, чтобы сумма сходилась.
Так же выкинуты слова про интерактивные занятия и вариативность и индивидуальность программы обучения, но это скорее к лучшему. Некий откат от болонского процессу.
"Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья".
"Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности".
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
Т.е. говоря простыми словами, по мнению авторов ФГОС, кандидат наук в погонах приравнен к гражданскому доктору наук. А майор равен гражданскому кандидату наук. Очень удобно! И Диссернету работы убавится.
Однако, не стоит воспринимать рассмотренные бумагомарателные потуги слишком серьёзно. Они весьма оторваны от практики.
Если же посмотреть вглубь истории, то раньше как-то без ФГОС обходились и результат был гораздо лучше.