По моему мнению в Ялте переизбыток всяческих типа "мини-отелей", и строятся, и строятся, на каждом удобном и неудобном пятачке, явная затоваренность. Крымчане от жадности и глупости без меры завысили ожидаемый спрос, вот и плачутся теперь, мол подавай им туристов ещё и ещё... Чес слово, как старуха из сказки про старика и золотую рыбку.
Большинство туристов, приезжающих в Крым, предпочитают недорогие мини-отели. Однако уже в скором времени их может стать существенно меньше. Почему многие владельцы подумают о закрытии своих гостиниц, разбирался «АиФ-Крым».
В последние 10-15 лет украинского прошлого Крыма самым надежным вложением денег для среднего бизнеса считались мини-отели на берегу моря. Порой строили, не оглядываясь на нормы, удобства и уровень комфорта — были бы четыре стены, куда можно поставить койки. И отношение к бизнесу было разным: одни работали легально, другие не собирались выходить из тени. Заработанный капитал отлично хранился в качестве недвижимости, приносил прибыль. Но последние три года — со снижением турпотока и переориентацией отдыхающих на здравницы и отели с качественным сервисом - изменили ситуацию. Многие владельцы небольших гостиниц говорят - проще закрыться. И если самые пессимистичные прогнозы сбудутся, то податься небогатому отдыхующему на полустрове станет некуда.
Крымский туристический бизнес занимает несколько процентов в общей экономике Крыма: по одним подсчётам — 9%, по другим - не дотягивает до 6%.
По данным Ассоциации малых отелей Крыма, официально в Крыму зарегистрировано порядка 4000 тысяч мини-отелей. Неофициально - в два раза больше. Вместимость их, конечно, разная, в некоторых можно обойтись силами двух работников, в других и десять будет мало. Выходит, около 80-100 тысяч работников постоянно или временно заняты в малом гостиничном бизнесе.
Из соцопросов Минтуризма Крыма ясно, что более половины гостей полуострова предпочитают маленькие уютные гостиницы. Они этим и привлекают туристов. В них для комфорта отдыхающего необходимы две горничные, администратор, техник, повар. В итоге на зарплату обслуживающему 30 номеров персоналу придется потратить 150-180 тысяч в месяц. Коммунальные услуги обойдутся вполовину меньше, плюс налоги и амортизация. И если отель успешен, то, при стоимости номера от тысячи рублей до двух, ежемесячно он будет приносить порядка миллиона рублей. Отличный бизнес - при условии постоянной загрузки.
Но при загрузке в 40%, о которой сейчас говорят отельеры, доход составит 600 тысяч в месяц. Отнимаем половину на расходы, остается в остатке около миллиона-полутора рублей за три бойких месяца. А это — годовой доход востребованного программиста, менеджера, которому не нужно вкладывать в развитие инфраструктуры, ремонт, рекламу, расширение и комфорт отеля. Запала работать в подобных условиях у малого бизнеса нет, если только не поднимать цену. Но это можно позволить, например, в Ялте. Менее посещаемые города лишь снижают стоимость отдыха.
В 2016 году, в конце августа, на счётчике Минтуризма РК было уже более 4 млн. туристов, а в этом году, на начало августа, их набралось на треть меньше. Таким положением дел отельеры оказались недовольны. Может, стоит закрыть отель и не мучиться?
«Когда в конце сезона хозяева этих отелей подсчитают убытки, некоторые, думаю, будут задумываться: продолжать ли их содержать, — говорит владелица хостела в Судаке Наталья Кириченко. — Теперь нельзя сказать, что турист приедет в Крым в любом случае. Издержки всё больше. Легче получать зарплату на каком-нибудь предприятии, нежели прикладывать гораздо больше усилий и получать столько же. Плюс — страхи от проверок различных. Я наблюдаю отток различных проектов по строительству отелей. Общая дороговизна и риски не позволяют вкладываться в этот бизнес».
Наталье в прошлом году ремонт помещений с заменой мебели обошёлся в 6 миллионов рублей. Вложение это долгосрочное, после номера могут эксплуатироваться 5-10 лет. Но эти деньги нужно накопить.
Для Татьяны Гайлит гостиничный бизнес — дело всей жизни. В 2006 году она организовала единственную в Черноморском туристическую компанию и фирму, занимающуюся продажей недвижимости, у неё есть и свой отель. Содержать его всё сложнее.
Совсем недвижимая
Значит, можно продать отельный бизнес? Но найти покупателя стало практически невозможно. Те деньги, которые хотят владельцы недвижимости получить при продаже, кажутся слишком большими в нынешних условиях. А вот продавать дешевле тоже нецелесообразно. Люди становятся заложниками ситуации.
Причина очевидна: на битом кризисами постсоветском пространстве купленные земельные участки, квартиры, дома, отели заменяли банковский депозит. Страхи остаться с кучей обесцененных денег взвинчивали цены на рынке недвижимости. Это же произошло с Крымом три года назад, очередная неопределенность, отсутствие нормальной банковской системы, непорядок в кадастре повышали спрос. К этому прибавилось переселение и командировки большого количества рабочих. И в такой ситуации все меньше людей хотели торговать своим неприкасаемым запасом, если не отправлялись в эмиграцию. В итоге цены на Южном берегу возросли вполовину и сравнялись с ценами мировых столиц. Например, в посёлке Гурзуф стоимость квадратного метра отеля на несколько номеров укладывается в рамки от 120 до 160 тысяч рублей. В Ялте эта цифра может быть в два раза больше, что сравнимо, например, с Берлином или Москвой.
«Видя такую ситуацию, люди не спешат инвестировать в этот бизнес, — говорит о положении дел директор консалтинговой компании в Ялте Виталий Варман. — Естественно, выбор падает на более доступные варианты вложения. Все привыкли выдаивать из отельного бизнеса всё, не заморачиваясь с условиями. Это не способствует инвестированию. Кроме того, мы, крымчане, привыкли, так как рынок был международным, привязывать цены к доллару, в валюте стоимость недвижимости для Россиян оказалась высока. Поэтому торговля недвижимостью не идет».
От этого страдает и развитие туристического бизнеса. Инвесторы попросту не хотят вкладывать, а те, кто «вложился», воспринимают гостиницу всего лишь как полезную площадь, но никак не основное дело.
Владислава Макарчук