В семидесятые годы прошлого столетия Белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Песняры» поднялся на музыкальный олимп, заслуженно был признан мировым эталоном художественного и творческого мастерства. Коллектив был создан Владимиром Георгиевичем Мулявиным, который не был просто музыкантом. В нем было сочетание всего того, что позволяло сказать: «наше всё». Ему было дано аккумулировать в себе все то, что веками накопили множество поколений.
Он создал совершенно новый, неповторимый музыкальный стиль, применил удачное сочетание народных инструментов с современным звучанием. Усилил это национальными белорусскими костюмами и бережным отношением к белорусскому языку. «Песняры» объехали весь мир с концертами, первыми были приглашены в Америку, где публика аплодировала стоя, покоренная уникальностью коллектива. Песни «Александрина», «Олеся», «Березовый сок», «Вероника» знали не только в СССР, но и далеко за его пределами.
Сегодня у нас в гостях ведущий солист золотого состава ансамбля «Песняры» имени Владимира Мулявина, заслуженный артист Республики Беларусь Леонид Леонидович Борткевич.
– Леонид Леонидович! Как вы оказались в «Песнярах»? Что изменилось в вашей жизни с приходом в ансамбль?
– Жизнь просто перевернулась. Ведь я после окончания архитектурного техникума уже самостоятельно работал архитектором. Мулявин фактически вырвал меня из родной среды и «перепрофилировал»…
До «Песняров» я был участником самодеятельного ВИА «Золотые Яблоки». На каком-то концерте Мулявин услышал меня и пригласил на прослушивание. Я показал все, что умею, распелся и во весь голос спел «Ах ты, степь широкая» из репертуара Лемешева. Затем мы вместе спели, в унисон, да так, что назавтра он пригласил меня на репетицию и признался, что до того прослушал человек сорок, а ведь среди них были выпускники консерватории. В эту же ночь он написал для меня песню «Александрина», и через два дня я уже пел ее в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Все произошло как в сказке про Золушку. Нас сразу закружили долгие гастроли по необъятному тогда СССР.
– Кем для вас был Мулявин?
– Он для меня навсегда стал и отцом, и старшим братом. Два раза определял мой жизненный путь. Первый раз – когда меня взял в ансамбль «Песняры» в 1970 году. И второй – когда в девяностые годы вернул меня из США в Беларусь. Он приехал ко мне в гости, прожил у меня в американском доме почти месяц. В бесконечных разговорах мы много вспоминали о наших былых победах, интересных и смешных случаях на гастролях, о близких нам людях, которых уже никогда не будет рядом с нами… Порой ему было сложно говорить, а временами на его глаза наворачивались слезы. Чувствовалось, что ему сейчас очень непросто… И вот однажды сидим мы с ним вечером, разговариваем, и Владимир Георгиевич говорит: «Давай, Леша, приезжай в Беларусь, твое место на сцене!»
К тому времени я уже лет десять не выходил на сцену, не пел. Но решился и приехал. Ведь меня просил вернуться сам Мулявин, а я ему верил как себе. И вот почти сразу после приезда мы выступали на «Золотом шлягере», где я пел одну из моих любимых песен – «Березовый сок». Думал, что меня уже все давно забыли, но, когда вышел на сцену, зал встал, начал аплодировать, а я, еле допев песню, убежал за кулисы и заплакал. Мулявин подошел ко мне, крепко пожал руку и молча посмотрел мне в глаза, мудро улыбаясь. И потом я сказал себе: «Никакой Америки!» И больше я никуда не уезжал.
Мы были с ним духовно близки. Любили одни и те же книги, фильмы – «Добровольцы», «Они были первыми», «Летят журавли»… Как-то на гастролях, в свободное время, вместе смотрели любимый фильм «Чапаев». Оба знали его наизусть и синхронно с киногероями повторяли крылатые фразы, пели: «Ревела буря, гром гремел…» и, как всегда, надеялись, что Василий Иванович все же доплывет до берега. Глаза у нас были мокрые…
Я сразу заприметил: когда Володя режет хлеб, и на столе остаются крошки, он бережно собирает их в ладонь. Я признался ему, что так же всегда поступаю. Мы оба выросли в послевоенной нищете, как и миллионы таких же мальчишек… На различных послеконцертных фуршетах он никогда не оставлял недоеденного куска хлеба.
Он очень переживал за подрастающее поколение. Видел и понимал, куда и к чему ведут «перестроечные» кумиры и безнравственные «маяки» современности. Однажды как-то пытался за кулисами усовестить молодых «певцов-попрыгунчиков», но не найдя в их глазах понимания и малейшего намека на совесть, отвернулся и отошел от них подальше.
…Сейчас, когда его нет, он все равно незримо со мной. На сцене чувствую его рядом. Я стою в центре, а он – немножко слева, с гитарой, ловлю каждый его жест.
Не так давно, в 2016 году, в телепередаче «Точь-в-точь» Игорь Николаев настолько естественно смог «показать» Мулявина, что у меня было такое чувство, будто не было никакой Володиной смерти, и мы опять молодые, опять вместе… После мои друзья и знакомые говорили мне, «как внимательно, по особому, в момент исполнения песни «Рушники» смотрел на Мулявина – Николаева, и было видно, как ты не можешь до конца поверить в происходящее». А я действительно попал в такое полузабытье, что казалось, после выступления мы, как обычно, пойдем в гримерку, переоденемся, выпьем с ним по рюмочке, и почти как всегда бегом домой, на наш любимый Белорусский вокзал.
Вот и теперь, когда уже прошло столько лет после его смерти, если что-то случается в жизни, я всегда мысленно спрашиваю себя: «А что бы сделал Муля? Как бы он поступил?» И мгновенно находится ответ. Я понимаю, что это он незримо мне помогает. Ведь мы очень долго рядом стояли на сцене…
О нем уже столько всего написано, отснято пленки, посвящено песен – смотришь, слушаешь и глубоко осознаешь, какой это был человек. Может, когда-нибудь его творчество станут изучать детишки в музыкальных школах. Это духовно укрепило бы наши славянские народы и позволило бы нагляднее проявить в творчестве многовековую культуру героических предков.
– Скажите, а почему близкие к нему люди называли его Муля?
– Эта фраза прозвучала в фильме «Подкидыш». Помните, Фаина Георгиевна Раневская говорила мужу: «Муля! Не нервируй меня!» А тут как раз созвучное Муля – Мулявин. Вот и прижилось в коллективе – Муля. Он всегда понимал добрый юмор и сам любил пошутить.
– Вы часто бываете в России и как человек творческий, имея немалый жизненный опыт, не можете не сравнивать уровень культуры советского периода с уровнем сегодняшнего дня.
– Я никогда не отделял себя от всего русского и дорогих моему сердцу россиян. С концертами объехал всю Россию вдоль и поперек несколько раз. Всегда переживал и переживаю за все происходящее с ней, особенно в нынешнее время. Сейчас невооруженным взглядом видны процессы дезориентации людей посредством подмены основ бытия и выхолащивания национальной культуры, которые генетически, с молоком матери должны присутствовать в каждом из нас. Депутаты от КПРФ неоднократно предлагали конкретные меры по пресечению разрушительных процессов в обществе, но вопрос положительно не решается…
Создается четкое понимание того, что война против нас продолжается – и война разворачивается страшная! Одна из главных задач информационной войны – растворить нравственные, духовные и моральные ориентиры молодежи. Обесценить самое ценное в людях – любовь! Опустить восприятие любви до уровня физиологии. Ведь Любовь – это великая и емкая категория… Именно поэтому с особой жестокостью льется на нее грязный поток античеловеческих нечистот. Идеологическими оппонентами в вопросах воспитания молодого поколения закладываются будущие неудачи, просчеты и поражения. Огромную подрывную роль в этом играет телевидение, которому профессор Сергей Капица дал четкое определение: «преступная организация, подчиненная антиобщественным интересам». Сколько же откровенной пошлости, извращенных ориентиров и замаскированной геббельсовской лжи круглые сутки вбивается в сознание граждан, главным образом подрастающего поколения. Именно для них стараются прямое искривить, а кривое распрямить. Черное сделать белым и наоборот. Из-за отсутствия надлежащего контроля за работой СМИ общество несет огромные потери, размываются основы личности и понимания элементарного внутреннего порядка. Вред государству причиняется колоссальный. Для прекращения расползания тлетворной заразы, необходим заслон, в том числе на уровне государственной безопасности.
– Но сейчас нас пытаются убедить в том, что публика сама выбирает то, что ей хочется смотреть и слушать. Что не нужна никакая цензура, способная вернуть нас снова в условия запретов советского периода.
– С этим утверждением невозможно согласиться. Именно в советский период в области культуры, в том числе, было создано все то, что является гордостью для всех нас и чем мы достойно пользуемся по сей день. Необходимо вернуться к проверенным жизнью методам бережного отношения к таланту, самобытности. В первую очередь необходимо очистить от всякого барахла святое для каждого артиста место – сцену. Я не буду повторять прописные истины о роли, значении морали и духовности в вопросе воспитания общества. Все знаем, что через традиционную культуру приходит осознание и понимание себя именно как человека, а не как зомбированного существа, лишенного моральных и нравственных рамок. Можем ли мы позволить себе оставаться в сторонке от происходящего и тем самым позволить разрушить, обесценить и размыть в нагнетаемой лавине безнравственности и бездуховности все то, что создавалось, собиралось и защищалось веками нашими героическими предками?
Мы должны помнить, что мы дети и внуки победителей. Надо внимательно всмотреться в глаза тех, чьи портреты мы носим на акции «Бессмертный полк» девятого мая. Вот их взгляд и есть высший суд для нас, сейчас живущих. Это очень тонко, чтобы понять саму суть, но понимание этого даст нам еще больше внутренней силы, что, несомненно, поможет не упасть в пропасть пессимизма, упадничества и морального разложения.
– Получается, что в прицеле этой войны оказались детские души?
– Именно так! Нам многое досталось от старшего поколения. Вспомните: какая была забота о детях, войной лишенных детства. В тяжелейшие послевоенные годы любой подросток мог прийти в любую спортивную секцию и бесплатно заниматься любым видом спорта по своему усмотрению. В музыкальных школах обучение проводилось бесплатно, музыкальные инструменты выдавались домой, только учись. При ЖЭКах для подростков создавались разноплановые кружки. Работали дома пионеров. Все было подчинено одной цели – воспитание грамотной и достойной молодежи. Это было достижением советской власти! Нигде в мире ничего подобного не было!
– Вы считаете, процесс патриотического воспитания в советское время был правильным?
– Это было единственно верно и оправданно. Отстраивалась разрушенная войной страна, мы первыми прорвались в космос, все вокруг работало в созидательном направлении. Люди начинали жить! Посмотрите кинохронику тех лет – какие это были трудные, но, несомненно, яркие годы нашей жизни! Лица людей светились, глаза горели, цены снижались, и все чувствовали плоды личного участия в возрождении своего дома, улицы, города и всей страны. Были живы фронтовики и ковавшие победу в тылу. Я помню, как часто к нам в школу приглашали ветеранов, проводились встречи, беседы. Мы впитывали в себя все фильмы, особенно про войну. Нам были интересны образы киногероев, мы старались быть похожими на них, стремились быть лучше. Эти кинокартины были настоящими. Смотришь и веришь: это было именно так. Разве в нынешних фильмах о войне есть правда? Даже внешне. Например: солдаты в окопах отражают очередную атаку неприятеля, а подворотнички у всех чистенькие, гимнастерки только с вешалки, прически аккуратные, сапоги блестят, лица сытенькие, животики пивные, снайпер во время выстрела закрывает глаза… Киношники смакуют смерть с ее разрушительной силой, штампуют боевички, совершенно не осознавая, что это для одноразового пользования и не более того. Сколько же вранья на народные деньги было создано за последнее время… Вот и льется безнаказанно неприкрытая ложь. Неужели не нашлось достойного консультанта, или это чей-то недобрый заказ?.. Люди уже начинают отличать фальшивку, направленную на принижение роли наших солдат, войскового командования и руководства страны. Буквально вчера на одном из телеканалов российского телевидения я смотрел передачу о состоянии сегодняшнего кино в России.
Мне близка и понятна четкая позиция народного артиста России, актера и режиссера Николая Бурляева, а также других участников передачи, приглашенных в студию для обсуждения состояния современного кинопроизводства. Был прямой эфир и почти девяносто пять процентов дозвонившихся отдали предпочтение именно советскому кино. Это к вопросу о цензуре.
В то время делали главный акцент на то, сколько миллионов зрителей посмотрело тот или иной фильм, а сегодня акцент – сколько миллионов рублей затратили и собрали... В основе сегодняшнего кино три измерения: кровь, постель и пистолет. Это и мусолится. Невольно вспоминаются слова Фаины Раневской: «Сняться в плохом кино – то же самое, что плюнуть в вечность»...
У меня с девяностых годов сложилось четкое мнение, что в учебных заведениях кинематографии не изучают отечественную актерскую школу, не акцентируют внимание студентов на собственных шедеврах – «Живые и мертвые», «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека», «Освобождение», «Война и мир» и многих других фильмах, отмеченных высшими наградами на международных фестивалях.
Как прекрасно и неповторимо сыграли, вернее, прожили свои роли уникальные артисты: Владимир Ивашов, Евгений Урбанский, Анатолий Папанов, Кирилл Лавров, Татьяна Самойлова, Николай Олялин, Георгий Юматов, Василий Шукшин, Алексей Смирнов, Леонид Быков, Сергей Никоненко, Михаил Ножкин, Николай Губенко, Василий Лановой и многие другие. А какие содержательные кинокомедии были созданы в те годы, где блистали наши уникальные актеры: несравненная Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Владимир Этуш, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Михаил Пуговкин , Вячеслав Тихонов, Леонид Быков, бесподобный Георгий Милляр… В каждой новой кинокартине были новые песни, которые сразу подхватывал и пел народ. Их авторами были настоящие мастера: Тихон Хренников, Алексей Фатьянов, Оскар Фельцман, Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Григорий Пономаренко, Владимир Шаинский, Расул Гамзатов, Вениамин Баснер и другие прекрасные авторы.
Фильмы разбирались на цитаты, люди перенимали у артистов их манеры поведения, стиль одежды. Какие прекрасные режиссеры создавали все это: Сергей Бондарчук, Леонид Гайдай, Станислав Ростоцкий, Сергей Герасимов, Юрий Озеров, Григорий Чухрай, Владимир Бортко и другие. Ими было создано все то, что направляло наши сердца в полет к благородным вершинам. А без этого не было бы ни целины, ни БАМа, ни других подвигов. Детское кино и мультфильмы заслуживают особой похвалы. Михаил Ромм, Александр Роу и другие мастера создали лучшее в мире шедевры, равным которых нет и по сей день.
– Леонид Леонидович, вы всегда с восхищением отзываетесь об Иосифе Виссарионовиче Сталине, называете его гением мирового масштаба, преклонялись перед его способностями, стилем управления страной. В чем вы видите заслуги одного из выдающихся государственных деятелей XX века?
– Сталин, на мой взгляд, – одна из центральных фигур не только отечественной, но и мировой истории. Это сложнейшая и потрясающая личность, сыгравшая ключевую роль в превращении Советского Союза в великую страну – ядерно-космическую державу. С его именем связаны подвиги созидания в годы индустриализации и культурной революции, победа над гитлеровской Германией, послевоенное возрождение страны, создание атомной бомбы и даже подготовка к выходу в космос. Иосиф Виссарионович первым на практике доказал, что можно построить социализм в отдельно взятой стране, и разработал соответствующую концепцию, явившуюся дальнейшим развитием идеологии ленинизма. Заслуги этого человека на самом деле неоспоримы. Сталин – мой кумир, и я не перестаю восхищаться им как гениальным стратегом, хозяйственником, руководителем, государственником, обладавшим даром предвидения. Он сумел соединить идеологию, политику и социально-экономическую систему с требованиями времени и текущими задачами СССР. При этом я не умаляю и его недостатков: политические репрессии, ссылки и прочее. Но несправедливо возлагать всю вину за творившееся тогда в стране только на одного Иосифа Виссарионовича. Нельзя оценивать Сталина сегодняшними мерками. Для того чтобы судить об Иосифе Виссарионовиче, надо было жить в то время и работать в той стране. Вообще эпоху правления Сталина пытаются представить как череду фатальных заблуждений и моральных уродств, впрочем, как и период советской власти в целом: мол, не было там ничего высокого и светлого.
Когда начались нападки на Сталина, мой друг и учитель Владимир Мулявин, обсуждая эту тему, сказал однажды: «Вот подожди: через несколько десятков лет Сталина обязательно оценят должным образом, и тогда ему вновь будут воздвигать памятники». Так и получается.
– Как вы считаете, искусство во времена СССР способствовало укреплению дружбы народов?
– Мы – уникальное и единственное в мире государство, где веками проживают плечом к плечу много национальностей и народностей. Каждый имеет свою религию, обычаи, традиции и особенности. В советский период национальный вопрос был одним из основных государственных вопросов, соответственно, и охранялся на государственном уровне. Тогда нам не навязывалась непонятная «толерантность», что-то одностороннее, унизительное, а была фактическая нерушимая дружба, взаимоуважение и взаимопомощь по многим вопросам. Особенно ярко была запечатлена мудрость сталинской национальной политики в уникальном художественном произведении – фонтане «Дружба народов», что на ВДНХ. В нем был заложен великий смысл единения: каждая девушка одета в свой уникальный национальный костюм, представляет свой национальный танец, но все вместе танцуют общий, гармонично сливающийся в единый танец истинной дружбы и нерушимости СССР. И сегодня возле него собираются люди, фотографируются на память, и, я думаю, не только потому, что он прекрасен, а потому, что гордятся тем, как было раньше, и надеются: так будет снова в недалеком будущем. Все честные люди в это крепко верят. В нас генетически заложено взаимоуважение и миролюбие, что и подтверждает божественную основу нашего происхождения и сосуществования, а это уже доказано учеными. Во время СССР не могло даже быть мысли о происходящем сейчас на Украине, в Грузии, о разделении нас на отдельные княжества. Всем, что хорошего имеем сейчас, мы обязаны величайшему человеку всех времен и народов – Иосифу Виссарионовичу Сталину! Разве он допустил бы уничтожение собранной и созданной им величайшей державы, успешно развивающейся во всех областях науки, техники, медицины, образования, культуры и спорта?
– Очень приятно осознавать, что вы, Леонид Леонидович, имеете четкую гражданскую и творческую позицию, позволяющую сохранять основу и музыкальные традиции такого явления, как «Песняры».
– Так уж я воспитан, что никогда не пересматривал жизненных основ и не отказывался от семейных традиций своих родителей и предков. В те времена это было, как правило, обычным делом, позволявшим быть благодарным всему. Лишний раз убеждаюсь, что все в этой жизни для каждого предначертано свыше, и, оглядываясь на безвозвратно ушедшее время, много раз ловлю себя на той мысли, что я не случайно оказался в этом коллективе. Мне выпало великое счастье быть другом Владимира Мулявина, открывшего мне путь в мир музыки, определившего мне образ жизни и образ мысли, быть причастным к многовековому, неиссякаемому источнику славянской, белорусской культуры под названием «Песняры»