Не знаю как вы, любезные мои земляки, а я очень люблю стихи Иосифа Бродского. Может быть, последнего великого русского поэта конца ХХ века. Вот только, далеко не всегда гениев, даже удостоенных Нобелевской премии, стоит воспринимать как оракулов. Скорее, мы, пытаясь напрямую применять плоды их откровений к нашей приземленной жизни, принимая желаемое за действительное…
Да и иная крылатая фраза из «Послания к римскому другу», тоже, увы, относится совсем к иному времени и персонажам. Помните: «Ворюги мне милей, чем кровопийцы». Судите сами…
Право, именно это четкое определение гения сразу пришло в мою грешную голову после того, как приснопамятная «революция достоинства» обернулась для всей страны братоубийственной и бессмысленной гражданской войной и тотальным разграблением, а для Одессы – жуткой в своей полной неожиданности, трагедией 2 мая 2014 года. Ведь нам навязали вместо ворюг – не просто кровопийц, но еще и кровопийц, убивающих и ворующих без всяких тормозов и даже намека на приличия. И подо всё это –топорно подверстывающих казенно-патриотические лозунги и отсылки к «врагам нации и державы».
Провинция, которая была наравне со столицами
И сегодня практически накануне очередного Дня города, я все пытаюсь понять: а была ли хоть когда-нибудь наша Одесса провинцией? И выводы мои просты. Если и была, то только лишь в первые годы своего существования. Но трудами Дюка, Воронцова да их последователей – в рекордно короткие сроки стала Третьей столицей империи. Городом и российским, и европейским.
Почему? Да потому, что в первое столетие своего бытия привлекала она благодаря невиданным свободам и привилегиям, все самое сильное и талантливое не только из России, но и со всего мира. Фронтир без войны с индейцами – для храбрых и предприимчивых. Южная Пальмира – для тех. кто хотел реализовать свои таланты и в бизнесе и в науке, и в культуре… И так – до 1917… До этого страшного года сюда ехали, чтобы состояться и вкусить сладость европейской культуры и духовного комфорта в российской дешевизне. Как Бунин и Куприн. Или – родившийся здесь и вовсе не стремившийся уезжать в столицы, и в те времена знаменитый на весь мир Семен Юшкевич, чьи пьесы ставили и в Париже, и у Станиславского с Немировичем-Данченко…Умер он во Франции…
После – был сплошной исход. От эмиграции – до тотального переезда родившихся здесь талантов, не смирившихся с нелепой и унылой украинизацией. Нужно ли их перечислять? Всех этих Ильфов, Петровых, Катаевых… Тех, кто так и не принял превращение города мечты в рядовой губернский центр УССР. Собственно говоря, родившееся ещё тогда определение: «В Одессе нужно родиться и вырасти, но чтобы состояться – отсюда необходимо уехать», становилось с каждым годом все актуальней. И ехали наши блистательные земляки – кто в Москву да Питер, кто – за океан, трепетно храня свою любовь к Маме, но…предпочитая жить и творить вдалеке от нее. А те, кто остался – потихоньку умолкали. Даже те, кто ещё недавно поражал тиражами своих книг да бешеной популярностью фильмов… О последних годах тихо молчу. «Бо благоденствуем», таки превращаясь в глухую провинцию у моря независимой от собственных граждан страны.
Так что будем праздновать 2 сентября? Очередную годовщину основания Одессы матушкой-Екатериной, сам факт коего оспаривают на парламентском уровне сторонники абсурдной «600 летней Коцюбиевки»? Или то, что даже официозная статистика признала – город наш перестал быть миллионером», и живёт здесь уже порядка 900 с чем-то тысяч еще не уехавших да понаехавших…
И нравится ли нам то, что выбор гастролеров осуществляет не их популярность, но цензура уличных приезжих горлопанов, пошло рэкетирующих устроителей концертов да осуществляющих свою местечковую цензуру методами образца 1933 года?… Нравится – вперёд, наслаждайтесь! Наслаждайтесь завываниями Вакарчука и ему подобных. И не обижайтесь, если вас на каждом шагу будут обыскивать как потенциальных террористов. Это же для вашего блага и спокойствия, а вовсе не затем, чтобы ещё раз унизить граждан когда-то европейского и свободного города!