Новостной обзор

Николаев: Дайджест за 12.04.2024 от николаевских граждан
0
Новости новых субъектов РФ: 12 апреля 2024
25
Главные события ближнего зарубежья: 12 апреля 2024
28
Молдавия: главные новости к этому часу: 12 апреля 2024
44
Денацификация Украины события дня: 12 апреля 2024
37
Новости «Прибалтийских вымиратов»: 12 апреля 2024
43
США, Европа: главные новости к этому часу: 12 апреля 2024
42

Лента новостей

21:14 12-04-2024
Постпред России при ООН: Запад взрастил из киевского режима монстра, который может ополчиться против своего создателя
20:10 12-04-2024
Совет ЕС утвердил директиву об уголовном наказании за попытки обхода санкций
20:04 12-04-2024
Тегеран предупредил Вашингтон о последствиях вмешательства в конфликт на Ближнем Востоке
18:56 12-04-2024
Напряженность на Ближнем Востоке растет: запад эвакуирует своих граждан из региона
17:12 12-04-2024
В США предложили финансировать Украину под залог прибыли от замороженных российских активов
16:33 12-04-2024
Лукашенко: Североатлантический альянс хочет вовлечь Белоруссию в вооружённый конфликт на Украине
16:13 12-04-2024
Трамп планирует разделить страны НАТО на два сорта
12:51 12-04-2024
Посол Евросоюза в Кишинёве считает, что Молдавия может войти в сообщество без Приднестровья
12:37 12-04-2024
Европа стремительно беднеет из-за проблем в Германии
12:04 12-04-2024
Эстония намерена признать Московский патриархат террористической организацией
11:46 12-04-2024
Макрон обсудит переход ряда французских компаний на военные рельсы
08:15 12-04-2024
Чешский президент подтвердил планы Праги подписать соглашение о гарантиях безопасности с Киевом
06:53 12-04-2024
Никакого «плана Б» по спасению Украины у администрации Байдена нет
18:38 11-04-2024
Великобритания готовит для Беларуси провокации
17:58 11-04-2024
Агрессивная антироссийская риторика не мешает странам ЕС наращивать импорт сырья из РФ
12:09 11-04-2024
Израиль запросил у США экстренные поставки генераторов и спутниковых телефонов
Все новости

Бытие и сознание

Нередко после того или иного происшествия или правонарушения с участием детей приходится слышать упреки и обвинения в адрес родителей. Дескать, мало занимаются детьми, мало с ними общаются, плохо воспитывают....

Очередное столкновение с подобными рассуждениями в сети, заставило призадуматься о том, насколько виноваты родители и насколько невинно все наше общество.


Родители мало общаются с детьми? Хотелось бы конечно больше общаться. Но работа на износ, которой вынуждены заниматься большинство россиян, мало этому способствует. В 7:20 ты уже не дома, а в 19:20 ты еще не дома. Нередко проблемой бывает успеть забрать ребенка до закрытия садика. А вечером времени едва хватает, чтобы проверить уроки и решить бытовые вопросы.
 
А ведь у многих эти вопросы стоят очень остро. Школы, даже при наличии толковых учителей (а это если повезет), уже не бьются за учеников, а просто предлагают образовательные услуги: хочешь – потребляй, а не хочешь – ну и черт с тобой. А много ли детей имеют достаточно сознательности, чтобы самостоятельно понять ценность знаний, чтобы упорно добиваться их? Внешкольная деятельность зачастую находится на крайне низком уровне. Коллективные и трудовые методики образования и воспитания попросту отсутствуют. В школьной программе появляются очень странные предметы. В учебниках встречаются нарушения фактов и логики.

В вопросах образования и воспитания финансовый аспект является главным. Да, еще существуют бесплатные секции и кружки, но зачастую родителям приходится отдавать значимые суммы на поддержание увлечений своих детей. Походы в музеи и планетарии, посещение интерактивных выставок и театров способно оставить внушительную брешь в родительских кошельках. Развивающие игры, интеллектуальные игрушки и книги стоят немало. Обычные детские сады такими снабжаются нечасто.
 
Да, современный «рынок» образовательных и воспитательных услуг способен предложить программу на любой вкус, лишь бы хватило денег. Но даже при этом не всегда понятно — действительно ли речь идет о хорошем добротном образовании и воспитании или просто о разводе родителей на деньги на волне «модной» темы.
 
В общем и целом ребенок в нынешних реалиях - это чертовски дорогое удовольствие. Зачастую именно семьи с детьми оказываются в экономической группе риска. И при этом речь идет о самых базовых потребностях вроде питания, одежды, здоровья. Но даже если у родителей есть желание и возможности детьми заниматься, то о наличии соответствующего навыка обычно говорить не приходится.

Это советский педагог Сухомлинский проводил занятия со школьниками по вопросу будущей семейной жизни. Это Сухомлинский организовывал курсы для родителей, на которых он учил молодых матерей и отцов как преодолевать трудности родительства. Где сейчас такие Сухомлинские? Если и найдешь, то разве что за очень большие деньги. Педагогика - это сложно. Детская психология - это сложно. А какой результат может продемонстрировать неспециалист в сложном деле?
 
Скорее всего, результатом такой «работы» будет брак. Но и этого мало. Зачастую гораздо больший эффект на ребенка оказывает вовсе не воспитание родителей, а внешние факторы — окружающая нас действительность. Тут уже не скажешь, что родители мало общались с ребенком. Тезис, что общественное бытие определяет общественное сознание, все так же верен, как и раньше. Всякий из нас в огромной степени продукт того общества, в котором мы живем. Каким образом родитель должен преодолеть такую мощную тенденцию, столь необоримую силу?
 
Так по вопросу образования родители могут упорно рассказывать о том, что учеба важна, что без образования ничего не добьешься. Но разве окружающая нас обстановка не твердит об обратном? Разве ребенок не видит собственными глазами, что умный – это вовсе не значит успешный? Разве действительность не говорит ребенку о том, что залогом успеха является предприимчивость, эпатаж, глянец, способность выгодно себя подать и продать?

Хватит ли силы родительского голоса, чтобы заглушить крики самого нашего общества? Едва ли. Нам давно пора понять, что в обществе нужно нести коллективную ответственность друг за друга. Давно пора понять, что многие вопросы можно решить только объединившись. Давно пора понять, что есть вещи, которые касаются всех нас, а не отдельных родителей, отдельных педагогов, отдельных людей.
 
Я чувствую это на собственном примере — хорошо сознаю наличие у себя педагогических недостатков. Я делал и делаю много воспитательных ошибок, которые ясно проявляются лишь годы спустя. Со старшей дочерью, по отсутствию опыта и знаний, много дров наломал. Но важно другое. Я не могу эффективно влиять на окружающую нас действительность. А окружение человека не просто может оказать эффект более значимый, чем родительское воспитание или природные задатки, а оно, как правило, этот эффект и оказывает. И ничего особо с этим не поделаешь.

Да конечно, и при неблагоприятной конъюнктуре из отдельных семьей выходят замечательные люди. Но так ведь и во времена эпидемий кто-то остается здоровым, а во времени голода у некоторых рождаются богатыри. Виноваты ли те, кто заболел? Виноваты ли те, кто родил болезного от недоедания? Глупо кормить людей соломой и удивляться их слабому здоровью. Окружающие нас условия могут способствовать развитию человека, как взрослого, так и ребенка, а могут препятствовать. В первом случае, человек развивается благодаря, а во втором — вопреки.

Да, кто-то находит в себе силы преодолеть вредоносное влияние окружающей действительности, а кто-то таких сил не находит. Важно сознавать, что именно общественное бытие формирует общественное сознание. Там где мы получаем потерянных, сломленных людей при других условиях мы могли бы получить сознательных, ответственных и моральных граждан. Я не могу принять идею, перекладывающую всю вину за воспитательные промахи на родителей.
 
Дескать, многие в таких условиях живут, и некоторые справляются. От такого подхода попахивает социал-дарвинизмом. Мол, кинем всех в болото, а там кто выплывет, тот и молодец. В наших силах построить общество на таких основах, которые способствуют развитию человека, его возвышению, а не топят его, стремясь отсеять тех, кто недостаточно крепок, чтобы не утонуть. И если мы не строим такое общество, если мы не боремся за него, то значит, что виновны мы все.
 
1-10-2016, 15:27
Норвежские учителя бьют тревогу
28-10-2016, 08:51
На Украине учат предавать: детей заставляют докладывать о взглядах родителей

Добавьте комментарий

  • Смайлы и люди
    Животные и природа
    Еда и напитки
    Активность
    Путешествия и места
    Предметы
    Символы
    Флаги
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Наверх