Родители моего одноклассника, которые должны были принимать гостью в своей огромной четырехкомнатной квартире, вместо этого затеяли там ремонт. Снесли стены, разлили по полу клей и, замотавшись в обои, ушли в отказ, поэтому в аэропорт за Таней поехал мой отчим Владимир Леонидович на своем видавшем виды «Москвиче». А мы с мамой и сестрой Ж. в это время делали из нашей «двушки» «трешку» методом экспресс-перестановки. Так у Тани появилась своя комната, отгороженная бабушкиным комодом, а репутация великой державы была спасена.
— Почему у вас такие сердитые лица? — удивлялась она. — Я боюсь спрашивать дорогу на улице, мне кажется, меня хотят побить.
Мы с сестрой Ж. как могли отдувались за русский народ.
— Климат суровый, — говорила я, водя ногой по грязной луже из вчерашнего снега.
— Точно! — вторила мне Ж. и пыталась призвать на помощь Пушкина. — Мороз и солнце, солнца нету.
— У нас в Миннесоте тоже холодно, — возражала Таня, — но люди улыбаются.
— Понимаешь, — наконец призналась Ж., — мы вообще-то добрые по отдельности. Но на людях ходим со сложным таблом, чтоб никто не догадался.
Вот она, загадочная русская душа. Мы не злые — мы хотим такими казаться. Таня давно вернулась в Миннесоту (по легенде, в аэропорту уточнив у пограничника, почему у него сложное табло), а я до сих пор думаю, что же с нами не так.
Каждый день я встречаю русских людей, готовых согреть, помочь, утешить, спасти. Они до последнего ухаживают за больными бабушками, бесплатно сидят с чужими детьми, подкармливают дворовых собак, в мороз голыми руками толкают чьи-то заглохшие машины. Но те же люди топчут меня в метро, подрезают на дорогах, лезут без очереди, а в очереди хамят, курят в лицо, плюют на тротуары — в общем, вовсю работают над тем, чтобы наши города поддерживали статус самых недружелюбных.
По русской традиции, если ты просишь — значит унижаешься. А если извиняешься — виноват. Так что никаких реверансов!
В наших головах не окрепла установка «Будь вежлив — и жизнь наладится». Наоборот, по русской традиции, если ты просишь — значит унижаешься, а если извиняешься — виноват. Так что никаких реверансов, только напор и хардкор! А еще мы постоянно ждем подвоха. Вот улыбнусь я человеку — а если он враг?
«Мы несем на себе отпечаток пережитого нашими предками травматического опыта, передающегося из поколения в поколение, — подтверждает мой любимый психолог-консультант Нелли Якимова. — Мы можем не знать историю своей семьи, но наша психика, наше тело помнят. Это посттравматический синдром в масштабах целой страны».
И что же нам, сегодняшним вполне мирным и внутренне улыбчивым людям, делать, чтобы Россия стала более приятным местом для жизни и путешествий?
Есть четыре совета. Два — от психолога:
1. Не закрывать глаза на прошлое. Изучать историю России, вспоминать, говорить, проживать. Наше поколение уже достаточно далеко отстоит от тех, кто был репрессирован и прошел через войну, и у нас, с большой долей вероятности, хватит ресурса прожить этот опыт, а не подавлять и вытеснять его.
2. Не проецировать агрессию на окружающих. Отслеживай свое состояние (что в этот момент происходит с моими чувствами? мыслями? телесными реакциями?) и отдавай себе отчет в том, что его вызвало, — вряд ли за все отвечают одни лишь попутчики в транспорте.
1. Меньше смотреть телевизор.
2. Переименовать несколько станций метро или объявлять их на английском. Потому что о каком дружелюбии может идти речь, если туристы слышат: «Шшшшццц прбжжсссск пш-пш»? А ведь гостеприимные москвичи всего лишь хотели сказать, что следующая станция — «Преображенская площадь»!
Все люди время от времени проявляют агрессию. И считать, что их грубость всегда будет обходить тебя стороной, — значит питать напрасные иллюзии. Чтобы не «заразиться», помни о цели — не тратить энергию на раздоры — и сведи число конфликтов к минимуму.
Неприятный человек может встретиться в кругу знакомых или коллег. Потасовка с таким может обойтись себе дороже. Определи, кому из вас важнее взять реванш. Если оппоненту, тратить энергию на конфликт бессмысленно. В противном случае подготовь аргументы, постоянно держи в голове правило «Оценивать не личность, а поступки» и реши, с чем ты готова мириться, а что не будешь даже обсуждать. Победа над близкими людьми — одноразовая, она вернется к тебе бумерангом. Используй прием «согласие в несогласии»: да, сейчас мы ссоримся, но это не значит, что не любим друг друга.
Текст: Антонина Козлова
Американский писатель немецкого происхождения Чарльз Буковски творил в стиле так называемого «грязного реализма» – когда персонажи, вещи и события не только не приукрашаются, но ещё и описываются со всей подноготной, с грубой и даже агрессивной честностью. Это был своего рода протест против слащавых вымышленных романов и желание высказать всю правду о мире – о таком мире, какой он есть на самом деле.
•Хорошо, когда есть куда пойти, когда всё плохо.
•С моими взглядами на жизнь первое дело — избегать общения с людьми. Чем меньше мне их попадается, тем лучше я себя чувствую.
•Одиночество укрепляет меня; без него я как без еды и воды. Каждый день без него обессиливает меня. Я не горжусь своим одиночеством, но я завишу от него.
•Я обычно плох, но, когда я хорош, я хорош дьявольски.
•Просто жить, пока не умрешь, — уже тяжелая работа.
•Нищета и невежество порождают собственную истину.
•Когда ты пьян, мир по-прежнему где-то рядом, но он хотя бы не держит тебя за горло.
•Чтобы начать спасать мир, надо спасать каждого человека по отдельности, одного за одним; спасать всех — это романтизм или политика.
•Видеть на экране всякое дерьмо стало столь привычным, что люди перестали отдавать себе отчет в том, что смотрят одно дерьмо.
•Депрессия и самоубийство часто оказывались результатом неправильной диеты.
•Писатели — это отчаянные люди, и, когда у них появляется надежда, они перестают быть писателями.
•В 25 гением может быть любой. В 50 для этого уже что-то надо сделать.
•Честолюбие редко помогает таланту. Другое дело — удача. Талант всегда плетется за ней по пятам.
•Дела шли хорошо, но неизвестно куда.
•Разумеется, человека можно любить — если знаешь его не слишком близко.
•Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности.
•Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, — это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
•Красота — пустяк. Ты и сам не понимаешь, как тебе повезло, что ты некрасив, ведь если ты нравишься людям, то знаешь, что дело в другом.
•Если у вас почти не осталось души и вам об этом известно, значит, душа у вас ещё есть.
•Бывают дни, когда лучше всего не вылазить из постели и натянуть одеяло на голову.
•Если ты скотина, так и скажи. А то кто-нибудь другой скажет. Но если я скажу первым, они обезоружены.
•— Первое, что мне в тебе понравилось, – говорила Лидия, – это что у тебя нет телевизора.
•Я слишком хорошо знаю свои недостатки, чтобы требовать взаимной любви.
•Быть над добром и злом – в теории-то оно ничего, но чтобы жить дальше, выбирать всё-таки нужно...
•Некоторые люди не умеют сходить с ума — у них ужасно скучные жизни.
•Если не можете быть джентльменом, так не будьте хотя бы свиньей.
•Найди то, что любишь, и пусть это убьёт тебя.
•Я не верю, что можно изменить мир к лучшему. Я верю, что можно постараться не сделать его хуже.
•Всегда кто-нибудь испортит тебе день, а то и всю жизнь.
•— Я думаю, что мне выпить надо.
•— Выпить почти всем надо, только они об этом не знают.
Есть такая сеть гостиниц: Holiday Inn Express. Их типичная реклама выглядит так: атомная электростанция, критическая ситуация, операторы бессильно мечутся. Появляется мужик, который начинает командовать, ситуация нормализуется. Когда все успокаивается, мужика спрашивают откуда он взялся, и тот отвечает, что он тут с экскурсией (показывают толпу людей с идиотскими улыбками), и произносит ключевую фразу: "но я ночевал в Holiday Inn Express". Из чего можно сделать вывод, что люди которые там ночуют проходят серию тестов, те кто сделал это успешно - выживают, а те кто нет - à la guerre comme à la guerre.
Я прилетел из Сан Франциско в Гонолулу поздно вечером. Последний самолет на Кауаи то ли уже улетел, то ли вообще не полетел (в путеводителе по Гавайам сказано: вы на Гавайях, забудьте слово "расписание” – здесь его не понимают) и мне надо было искать ночлег. Я подошел к стойке с телефонами для связи с отелями и позвонил в первый попавшийся. Как оказалось я позвонил в Holiday Inn Express.
В отеле я зашел в комнату. Будильник возле кровати показывали какое-то абстрактное время. Я включил телевизор, нашел программу с местным временем на экране, поставил время, взвел будильник на 6 утра (я хотел летать дальше на первом самолете), и отрубился.
Больше я в Holiday Inn Express никогда не ночевал – кто его знает, может в следующий раз придется с атомной электростанцией бороться.
А мы с ним каждый раз немножко беседуем. На самые разные темы - от пьянства до ИГИЛ. Больше я спрашиваю, конечно. Мне нравится, он всегда как-то интересно отвечает, свой взгляд у него на многое.
Вчера спросил у него, что он про "Матильду" думает.
— А кто это? — спрашивает.
— Так фильм же, — говорю, — про царя, про балерину, все сейчас обсуждают, по ТВ постоянно показывают, неужто не слышали?
Он только плечами пожал:
— Да, нет, мы же не смотрим...
Уехал, а я думаю, вот, интересное же дело. Уже с месяц все медиа как тараканы по кухне с этой Матильдой носятся, в два уха нам дуют - царь, балерина, жарил, не жарил, поклонская, святой, рпц, кирилл, скрепы, запреты, мединский, православные активисты, угрозы и т.д. т.п…
А тут живут себе божьи люди спокойно и не знать не знают.
- С такими ценами на содержание малыша рожать по 3 ребенка? Это нужно ооочень крепко стоять на ногах, чтобы дать ему воспитание и хорошее образование. Образование, которое сейчас огого сколько стоит.
- Троих-то зачем? Пишет же умный дяденька, что достаточно 2,6.
- Хочу в Новгород съездить.
- В какой?
- Ну там где Кремль из красного кирпича.
- В обоих из красного.
- Ну, до него почти 500 км
- До обоих почти 500 км
- Ну там где губернатор Никитин
- В обоих теперь губернатор Никитин.
- Да ну нафиг! Поеду в Ростов!
- В какой???
Grand