Современному государству катастрофически не хватает настоящих лидеров по целому комплексу причин, но главная из них в том, что принадлежность к госэлите часто воспринимается не как ответственность, а как возможность дорваться до «кормушки». И это проблема не столько управленческая, сколько мировоззренческая.
Осенью 2017 года Кремль приступил к новому этапу обновления управленческой элиты, запустив конкурсную программу «Лидеры России». Для руководства страны это уникальный опыт создания открытого и публичного социального лифта, которым может воспользоваться практически каждый россиянин с минимальным стажем руководящей работы (два года). Долгожданное событие вызвало немалый ажиотаж: на регистрацию подали заявки 199 тысяч претендентов в новую элиту, среди кураторов проекта значатся практически все ведущие чиновники и менеджеры страны. Первую часть дистанционного отбора прошли 12,5 тысячи лучших участников, из них в полуфиналы вышло 2 700. В финал пройдут 300 человек, среди которых должны появиться 100 новых «лидеров России».
Представляя проект, замглавы администрации президента Сергей Кириенко подчеркнул, что задача — привлечь во власть новые кадры в обход таких «узкосоциальных лифтов», как клановость, кумовство, коррупция. По сути, можно говорить о попытке создания новой элиты — причём не революционно, а эволюционно, через отбор кадров, инициированный сверху и проводимый в открытую. Однако вряд ли это решает главный вызов современного госуправления.
Прежде неплохо бы задаться вопросом, что такое лидерство? Как оно понимается современниками — как теми, кто уже реализовался в качестве лидеров разного уровня, так и теми, кто стремится к этому? Лидер — это кто? За редким исключением в понимании большинства это успешный человек. Успешный статусно, материально, морально, как угодно, но главное, что возвышающийся над толпой. Лидерство как принадлежность к избранным, элитарность в сугубо потребительском значении.
Но редко кто вспомнит, что лидерство — это прежде всего чрезвычайная, подчас неподъёмная ответственность. Пресловутое «пахать на галерах» выносится как бы за скобки, остаётся только статус как нечто само собой разумеющееся. То есть быть лидером не отождествляется в сознании с понятием «нести груз ответственности».
Взгляните на многочисленные тренинги, корпоративные уроки развития личностных качеств и прочие психологические практики, посвящённые лидерству, — там учат прежде всего считать себя (!) лидером и преподносить (представлять) себя в таком статусе окружающим. Искусству саморекламы посвящены тонны макулатуры, на его усвоение амбициозные граждане тратят десятки тысяч рублей — чтобы знать, во что одеваться, как правильно войти и сесть за стул, как пожать руку (обязательно накрывая ладонью — так делают лидеры! ага, как же), как ответить, чтобы показать свою эрудицию и широту взглядов.
Придуманы сотни приёмов, как произвести впечатление, выглядеть лучше, сильнее и жёстче, чем ты есть, — другими словами, как обманывать ради лидерства. Отсюда и подмена настоящих деловых качеств симулякрами: вместо реальных знаний профессии — корочки дипломов и модные словечки, вместо конкретных мер по решению проблем — красивые презентации и программы (а к программе обязательно добавить подпрограмму и «дорожную карту»), вместо навыков управления живыми людьми — нескончаемые совещания и служебная переписка по поводу и без.
Специалисты по выращиваю лидеров (есть и такие) не гнушаются и примитивным внушением: поверь в себя! ты лучший! представь миллион — и он у тебя появится! не бойся командовать, ты создан быть лидером! У людей вырабатывают чрезмерные необоснованные амбиции вместо того, чтобы обучать их умению брать на себя ответственность и достойно её нести. Казаться вместо быть — таков рецепт успешного современного лидера.
Последнее не тавтология, потому что по умолчанию подразумевается, что существуют неуспешные лидеры — этакие козлы отпущения, которые делают тяжёлую работу, получают за это гроши, а в случае провала попадают под раздачу. Такими руководителями никто быть не хочет, в современном понимании это лузеры. Но на самом деле такие люди и есть по своей сути лидеры.
Необоснованные нездоровые амбиции разогревают у человека с младых ногтей. Если раньше в школах и кружках учили детей скромности даже в случае достижения успеха, то сейчас учат ярко и громко преподносить свои достоинства, даже если их с гулькин нос. Как много появилось родителей, которые буквально пиарят родных детей — и в этом чувствуется не отеческая любовь, а промоутерская работа: они растят бойца за место под солнцем и делают ему промоушн.
Мне доводилось видеть, как даже в детском развлечении на городском празднике, где не подразумевалось никакое соревнование, одна бойкая мамочка проталкивала своего сына на первое место и заявляла: становись первым! да, надо быть всегда первым! А когда сын в азарте оттолкнул другого ребёнка, не смутившись, похвалила сына за упорство, посмеявшись над упавшим. Поистине, отступившегося толкни — Ницше порадовался бы.
Разве такие задатки лидерства нужны руководителям суверенной страны? Разве такой успех способен привести всё общество (не отдельных его представителей) к настоящему развитию и решению вызовов XXI века, главным из которых является социальная справедливость? Нет, конечно же — Россия нуждается не просто в омоложении элиты, а в качественной смене ценностной мотивации управленцев: когда в государственную власть придут люди служения, а не личного успеха.
Государству кровь из носу необходимы люди, способные нести полную ответственность за конкретные дела. Запрос на такую смену элиты огромен и в обществе: недаром в растущей ностальгии по Сталину, который отмечают все социологи, ключевым моментом является именно высокий и подчас жестокий спрос власти с элиты. Весь современный сталинизм есть не что иное, как требование к российским элитариям, которые почувствовали себя небожителями, к скромности и более высокой ответственности перед Отечеством.
Принцип новых руководителей должен звучать так: сначала дело, а потом уже статус — но не наоборот. Да и то: статус и материальное благополучие — только в случае успешного выполнения задачи, а если нет — то полагается наказание. И не ссылкой на почётную должность со словами благодарности, как это нередко случается сейчас, а профессиональное порицание и демонстративное понижение в статусе со всеми исходящими. Не говоря уже о том, что в случае коррупции карать реальными сроками в тюрьмах строгого режима.
Только в таком жёстком режиме между потенциальным успехом и провалом, когда можно быть вознаграждённым и наказанным в зависимости от результата, и рождаются лидеры. То есть те, кто способен к ответственному решению.
Именно таких ребят надо отбирать и привлекать во власть, в том числе и посредством конкурса «Лидеры России». Но если посмотреть на критерии лидерства, перечисленные на сайте конкурса, то среди пяти первых — стратегическое мышление, нацеленность на результат, умение работать в команде, готовность к обучению и саморазвитию, межличностное и социальное взаимодействие, — нет ни одного упоминания простого слова «ответственность». Можно обладать самым стратегическим мышлением и нацеленностью на результат, зазубривать новые знания и отлично ладить с людьми, но не быть настоящим лидером — человеком, который может принять сложное решение за судьбы тысяч людей.
Также смущает в конкурсе — по крайней мере на первых порах — излишек элитарности в самих условиях: победителям обещают кураторов со статусом министров и глав корпораций. Это автоматически считывается участниками как «выиграй в конкурсе и будет тебе всё лучшее» — Сергей Лавров в наставниках и кадры на первых полосах СМИ. Но жизнь не конкурс, и лидеры никогда ещё не рождались в соревновании презентаций. Гораздо полезнее был бы другой способ награждения победителей конкурса «Лидеры России» — их следовало бы направить в самые напряжённые точки страны, под шефство тех, кто возводит Крымский мост, собирает огромные урожаи зерна, бросает вызов Арктике, модернизирует оборонные предприятия…
А конкурсантам, недобравшим немного баллов до победы, можно было бы дать шанс, бросив их на самые трудные участки — к примеру поднимать сёла и кризисные моногорода. Хочешь быть лидером — давай, дерзай! Но не в дорогих отелях, а в полях и на производстве, где комплекс проблем требует сложных решений и участия в судьбах людей.
Его судьба как раз образчик того, как лидерами становятся вопреки, а не благодаря. Как жёсткие вызовы времени, порой кажущиеся нерешаемыми, выковывают из незаметного человека того, на кого затем взирают с надеждой миллионы. Сам Путин также демонстрирует понимание лидерства как огромного труда и ответственности перед миллионами — он подчёркнуто не кичится статусом и не переоценивает свои качества, но сами результаты говорят за него и в его пользу.
В то же время отчасти президент способствовал тому, что ответственность до сих пор не стала знаком качества национальной элиты. Относясь к себе максимально строго, он не предъявляет таких же высоких требований к подчинённым, всегда предоставляя им право на ошибку. Причина в том, что в отношении к элите изначально была сделана ставка на постепенное перевоспитание и выковывание из беспредельщиков 90-х ответственных хозяев своей страны. Такая тактика объяснялась катастрофической нехваткой новых кадров в послесмутное время и во многом оправдала себя.
Однако сейчас терпеливого воспитания управленцев уже недостаточно, и на фоне геополитического противостояния требуется кратное увеличение чувства ответственности у власть имущих. Надо, чтобы каждый, кто имеет отношение к принятию и реализации государственной политики, понимал и имел в виду, что в случае невыполнения задачи последует наказание — не расстрел и ГУЛАГ, но статусное, материальное понижение и моральное осуждение. И не разово, а системно. Место чиновника (да и всякого представителя элиты) должно превратиться из мягкого роскошного кресла в ношу в виде тяжёлого камня, который можно поднять только с лёгким сердцем человека, реально болеющего за свои дела.