«Температура в квартире опускается, до аварийки не дозвониться!» «Надо спасать стариков, у кого есть тепловые пушки?!» «Они говорят, что к утру все будет нормально – как всегда, врут!»
К утру действительно все было нормально, отопление постепенно вернули, не замерз ни один человек и ни один дом. Все хорошо – и вроде бы говорить не о чем.
Но в четверг днем зачем-то заговорил ответственный за ЖКХ вице-мэр Петр Бирюков.
Оказалось, что авария людям почудилась. Это была не авария, а лишь инцидент. Получается, когда в пресс-службе МЧС заявили, что «аварийно-восстановительные работы завершены», они были категорически неправы. Надо было сказать: «инцидентно-восстановительные работы завершены».
А те, кто обжегся в результате прорыва трубы (восемь человек, один в тяжелом состоянии) – сами виноваты. «По собственной неосторожности некоторые из них, перебегая улицы, получили небольшие травмы», – рассказал Бирюков журналистам.
Конечно, этот случай в подметки не годится истории с реновацией, когда из-за недостатка правдивой информации москвичи пошли на митинги протестовать против улучшения собственных жилищных условий, о котором московская мэрия не захотела или не сумела по-человечески рассказать согражданам.Но уже возникает нездоровый интерес – а сколько еще раз ответственные за связи с общественностью в Москве сумеют вот так вот поскользнуться на ровном месте, после чего встать и бодро побежать дальше?
Такое ощущение, что они способны выставить в негативном свете абсолютно любую позитивную инициативу, включая повышение пенсий, открытие новых станций метро и снижение цен.
Впрочем, объективные свидетельства того, что в Москве все не так уж хорошо, тоже есть – компания «Яндекс», которую не раз обвиняли в чрезмерно тесном сотрудничестве с мэрией, опубликовала результаты исследования, согласно которому дорожная ситуация в центре Москвы за последние годы катастрофически ухудшилась.
Собственно, это видят все, кто пользуется автомобилем, но одно дело – личное ощущение, а другое – big data. За последний год скорость движения внутри Садового кольца упала на 16% утром и на 8% вечером, а за три года (с 2014-го) – на 24% и 7% соответственно. То есть сотни миллиардов рублей были потрачены на то, чтобы замедлить на четверть скорость передвижения по центру столицы!
Как же отреагировали на этот действительно серьезный вызов московские власти?
Правильно, никак. Проигнорировали. Разве что на сайте мэра Москвы опубликовано длинное и занудное интервью руководителя ГБУ «Автомобильные дороги» Александра Орешкина, из которого взгляд выхватывает фразу «В ремонте дорог нам у Запада, уверяю, уже нечему учиться».
Почему-то вместо законной патриотической гордости вспоминается эффект Даннинга – Крюгера, вкратце сформулированный Шекспиром: «Дурак думает, что он умен, а умный человек знает, что он глуп».
Винить во всем власти – давняя русская традиция, можно сказать, скрепа, но в случае с Москвой, похоже, действительно виновата не только мэрия, но и сами москвичи. Причем виноваты дважды, если не трижды.
Во-первых, виноваты потому, что равнодушны, пассивны и бездеятельны.
В последних муниципальных выборах приняли участие менее 15% имеющих право голоса жителей столицы. Вот они-то только и имеют право возмущаться их результатами – будь то засилье в одних муниципалитетах «Единой России», а в других – традиционных склок оппозиции. 85 с лишним процентов москвичей добровольно отказались участвовать в формировании самой близкой к ним муниципальной власти. Сами виноваты.
Во-вторых, на москвичах лежит исторический грех – за Юрия Лужкова.
Нынешнюю городскую власть винят за то, что они, мол, «понаехавшие» и не чувствуют города, но разве что пожар 1812 года нанес столице больше ущерба, чем коренной москвич Юрий Михайлович. По словам Сергея Собянина, более трех тысяч исторических зданий было снесено за 18 лет правления его предшественника.
От построенных за это же время «некапитальных» уродцев новому мэру (с неизбежными скандалами) удалось избавиться, но осталось огромное количество капитальных безвкусных зданий, которые, увы, будут стоять долго.
Каждый раз, обвиняя московские власти в постройке новых странных памятников, нужно оглядываться на Петра Первого авторства Зураба Церетели и понимать, что именно он задал ту планку уродства, преодолеть которую последователям пока что, к счастью, не удалось.
С Петром безуспешно пытался бороться журнал «Столица» – пожалуй, последнее интересное и живое издание о столичной жизни. Далее москвичи безмолвствовали и регулярно голосовали за Лужкова. Сами виноваты.
Третья, сомнительная, но весьма популярная в стране «вина» москвичей – просто сам тот факт, что в столице средняя зарплата более 90 тысяч рублей, а по стране в целом – 38. Что с того, что большинство москвичей не видят этих 90 тысяч (как и жители других регионов – 38 тысяч)? Все равно же виноваты!От третьей «вины» (да и от пробок в центре заодно) Москву мог бы спасти перенос столицы.
Эта тема в последнее время всерьез не обсуждается, но ради единства страны с москвоцентричностью рано или поздно придется что-то делать – ну не может население самой большой в мире страны сгрудиться вокруг одного города, к тому же не самым удачным образом расположенного.