Как-то не сразу, но вдруг люди перестали испытывать чуство вины. Когда это началось? Да с началом перестройки и началось. С "Маленькой Веры", "Интердевочки".
Огромную роль в нашем развращении сыграла хлынувшая на нас с экранов телевизоров западная реклама. Бесстыдная реклама западных гигиенических средств, неоднократно обыгранная в выступлениях сатириков, например, Евгения Петросяна.
А на Западе? Обнаженную грудь на киноэкране впервые показали в 1964 году. Затем началась сексуальная революция. Полвека, два поколения - результат мы видим.
Жить без стыда оказалось гораздо легче, чем со стыдом. В известном англо-американском фильме Кейт и Лео, английский аристократ из века 19 попадает в начало нашего столетия. И он поражен и удивлен. Не прогрессом цивилизации, а падением нравов. Так вот создатели фильма лукавят. Попав в наш век джентльмен из позапрошлого века просто-напросто покончил бы жизнь самоубийством. Или впал в глубокую депрессию, в лучшем случае. Потому что все идеалы викторианской Англии в Великобритании нынешней оказались безжалостно растоптаны.
Дело еще и в том, что понятия "стыд" и "совесть" - взаимосвязаны. "Бесстыжий" и "бессовестный" в русском языке - синонимы. А что есть совесть? Это голос Бога в нашей бессмертной душе. Мы либо слышим его и, соответственно, стыдимся, либо остаемся безучастными и душа наша начинает погибать. Вот вам и причина того распада, что мы имеем в наши дни. Как результат того пути, который проделала западная цивилизация за полвека. И русская цивилизация за последние 30 лет.
Есть ли выход? Для православного христианина ответ должен быть очевиден.
Как пробудить голос совести? Как не дать оглохнуть нашей душе?
Очевидно, что от грязи телесной необходимо избавляться. С грязью духовной - по всей видимости также мириться нельзя. Но вот в чем незадача: множество православных христиан зачастую пренебрегают таинствами Исповеди и Причастия, считая себя неготовыми к очередному причастию по целому ряду причин. При Петре Первом был издан указ, в котором запрещалось прибегать к Причастию "как к аптекарскому снадобью". А ведь в допетровские времена причащались часто, как минимум - каждое воскресенье, да и во все церковные праздники, а ведь их на Руси много!
К 1917 году очень многие прихожане, особенно из городских, причащались всего лишь несколько раз в год. Голос совести стал едва слышен. Что случилось дальше вам известно.
Во время исповеди человек раскрывается Богу, как вредоносные занозы "вынимая" грехи из своего сердца. Как вы думаете, проснется душа, а вместе с ней и голос Совести в ней, если делать это хотя бы раз в неделю и чаще? А уж читаете вы перед этим три канона или только последование ко святому Причащению, поститесь ли один день или три дня, это, как видится моему духовному отцу Григорию(Григорьеву) не столь важно.
Главное - искренность покаяния, прощение всех и примирение со всеми, с миром и с собою, горячее стремление избавиться от греха и очиститься. И главное - возлюбить. Без любви мы - "медь звенящая." Если вести эту борьбу за исцеление собственного сердца , рано или поздно наша горбатая душа распрямится. И это будет настоящее чудо. А кто сказал, что с Божьей помощью, чудес не бывает?:)