Набоков и покемоны

Ловля - будь то ловля бабочек или ловля покемонов - одно из старинных занятий человека. Если поверить в "приземистое" состояние человека (а почему бы и не?), то на этом этапе наши пращуры знали два занятия - охота и собирательство. И  то , и другое, в принципе - собирательство.

Страстью собирательства или охоты страдали многие персонажи Германа Гессе. Чего стоит охота на автомобили в романе "Степной волк" или охота за книгами и собирательство книг и авторов? Cмотрите, например, сборник его статей и эссе "Магия книги', или романы "Дамиан" и "Игра в бисер".

Самый знаменитый охотник за бабочками, писатель и энтомолог - Владимир Набоков (он же - Владимир Сирин). Кроме того, что он - автор наизнаменитейших и наискандальнейших произведений - "Лолита", "Приглашение на казнь", «Защита Лужина», «Дар» - и проч., и проч., и проч. ....Набокову принадлежит открытие двух десятков видов бабочек.

А теперь заметка-невеличка. Здесь предоставляется только в качестве информации для размыш­лений. Чтобы облегчить выход камрадов и фольксгеноссе к наслаждению мыслительным процессом, позволил себе сделать выделения жирным шрифтом.

Психология: как Pokémon Go проникает в ваш мозг

Вы это чувствуете? Конечно, вас уже лихорадит. Появился Pokémon Go, и вы не можете этого не чувствовать. Чаризард? Это было легко. Граймер? Посадите Мука в мой покебол. Додуо? Пустая трата времени. Надо поймать их всех!

Игру для мобильных устройств выпустили в США 5 июля, и она уже в топе самых популяр­ных загрузок в магазинах Android и iPhone. Хотя Niantic (The Pokémon Company, компания, выпустившая игру про покемонов) не предоставляла официальные цифры, ресурс TechCrunch сообщил 11 июля, что Pokémon Go загрузили уже 7,5 миллиона раз с момента его запуска. А анализ SimilarWeb показал, что участники играют в среднем по 43 минуты каждый день. Проще говоря, американцев захватила новая мания.

Что вовсе не удивительно. Pokémon Go — это видеоигра, видеоигры — это весело, а люди любят веселье. Но Pokémon — другой. Франшизе уже 20 лет, она обросла фанатами. Pokémon Go добавляет слой реальной интерактивности к игре с уже проверенной успехом формулой.

Люди играют в видеоигры по разным причинам. Вы любите RPG, а ваша сестра — снайпер ганг хо. «Проводилось исследование о том, что служит мотивацией к видеоиграм, и какие их виды увлекают разные типы людей», — рассказывает Джейми Мэдиган (Jamie Madigan), пси­холог, автор ресурса thePsychologyofGames.com («психология игр»). Консалтинговая компа­ния в сфере игр Quantic Foundry разбила мотивации на шесть основных групп: экшн, соци­альный опыт, власть, погружение, креативность, опыт достижения целей.

Остановимся на секунду на последнем пункте. Достижения в видеоиграх — трофеи, награды, уровни — никак не материализуются в реальной жизни. И все же на этих очках строится лояльность игрока. Исследование 2015 года, опубликованное в журнале Computers in Human Behavior («Компьютеры в поведении человека»), показало, что группа пользо­вателей охотнее использовала приложения с «трофеями», чем аналогичные, где таковые от­сутствовали.

Жажда этих достижений велика. Зависимость от прохождения на следующий уровень — вес­кая причина популярности игры World of Warcraft. В игре достижения служат столь сильной мотивацией, что их переняли другие, неигровые, приложения: игрофикация — то, почему вы испытываете такое удовлетворение, когда ваш фитнес-браслет сигнализирует о каждых 10 тысячах шагах.

Опыт достижений — это лежащий в основе игры механизм всей франшизы Pokémon. Только задумайтесь об этом. «Вы получаете больше покемонов, чтобы не только наполнить свой по­кедекс, но чтобы получить ресурсы для их тренировок и перехода на следующий уровень», — говорит Мэдиган.

Так можно описать любую игру Pokémon. Pokémon Go уникальна (и, вероятно, вызывает уни­кальную зависимость) тем, что взаимодействует с реальным миром. Расширенная реальность может быть уловкой, а может стать ключом к целому новому миру игр. Если последнее предположение верно, Pokémon Go может перевернуть всю нашу жизнь.

Люди издавна одержимы достижениями, с тех пор как стали ходить на двух ногах. Речь сейчас не только о беге с препятствиями. Среди ваших друзей есть любители наблюдать за птицами? Поклонники диск-гольфа? Ловцы насекомых? (Идея Pokémon возникла у ее со­здателя Сатоси Тадзири благодаря его детскому увлечению — он ловил и коллекционировал насекомых).

Или лучше провести аналогию с геокэшингом. Забудьте о том, что вы видите на экране своего телефона, когда он подает сигнал.
 
Потому что вы бежите через четыре запруженных улицы, желая поймать Мьюту, не для того, чтобы просто увидеть какого-нибудь аниме-монстра на тротуаре. Настоящая расширенная реальность — это не то, что вы видите на вашем экране, это то, что вы чувствуете в своем кармане. Pokémon Go привязан к вашему GPS, когда вы проходите рядом с покемоном, спортзалом или покестопом, он пода­ет вам небольшой сигнал. «Тогда вы получаете награду в виде нового покемона или каких-то предметов, — говорит Мэдиган. — Это основы психологической мотивации».

Это может смутить вас, но, быть может, именно это даст вам стимул встать и выйти на прогулку.

Удивительно то, что эта заметка имеет тег "Край будущего"? . Однако это вполне естественно, актуально.

Уловимый Джо
Вернуться назад