«Бог не фраер, он все видит»

Орловский епископ, у которого нашли внедорожник за 6 млн руб., потребовал от журналистов удалить все публикации о нем, пригрозив ответственностью за оскорбление чувств верующих. В митрополии письмо называют провокацией и утверждают, что священнослужитель не имеет к СМИ никаких претензий. На скандал уже отреагировал орловский губернатор Вадим Потомский, заявивший, что журналистам не стоит задаваться вопросами о том, как живут и на чем передвигаются священнослужители.

Неожиданное продолжение получила история с епископом из Орловском митрополии, которому подарили внедорожник Toyota Land Cruiser V8 стоимостью около 6 млн руб. Накануне в редакцию регионального издания «Орловские новости» пришло письмо на официальном бланке епархии (есть в распоряжении «Газеты.Ru»), в котором епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий якобы утверждал, что его крайне возмутила статья про автомобиль епископа, размещенная на сайте издания.

«Подобные выходки подрывают духовно-нравственные устои нашего общества бросая тень на Святую Церковь и ее честных служителей. Не надейтесь, что ваша публичная ложь останется без ответа со стороны РПЦ», — говорится в письме (орфография и пунктуация автора сохранены. — «Газета.Ru»).

При этом, однако, автор обращения считает, что «Иисус Христос призывал прощать врагов», поэтому он дает «единственный шанс все исправить» и требует удалить заметку про него «из ваших безнравственных СМИ».

Автор письма пригрозил тем, что в противном случае будет вынужден обратиться в правоохранительные органы и привлечь якобы оскорбляющих его лиц к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 148 УК РФ (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих), максимальная ответственность по этой статье — лишение свободы на срок до года. Обращение подписано епископом Ливенским и Малоархангельским Нектарием, на бумаге стоит печать и подпись.

Епископ Ливенский Нектарий

Епископ Нектарий, по некоторым данным, контролирует заметную часть финансовых потоков в Орловской митрополии. Уже около 30 лет он находится подле митрополита Антония: был его иподьяконом, келейником и секретарем, еще когда тот возглавлял Красноярскую митрополию, переехал в Орел вместе с ним в 2011 году, а уже в 2014 году получил свою епархию.

Письмо счастья

Не прошло и недели после публикации резонансной заметки, как в редакцию «Орловских новостей» пришло электронное письмо за подписью епископа Нектария, в котором содержались угрозы засудить издание по статье об оскорблении чувств верующих.

Главный редактор «Орловских новостей» Денис Волин поделился копией сообщения, пришедшего с почтового ящика "nektaryi1974gmail com", со сканом письма от иерарха, датированного 29 мая. А уже на следующий день, 30 мая, когда текст письма стал достоянием широкой общественности, редакцию посетил адвокат Нектария, который убеждал коллектив, что епископ ничего такого не писал и, по словам епархиального секретаря отца Александра, не намерен устраивать никаких разбирательств.
Впрочем, слова адвоката не убедили руководство издания. 

«Говорить о том, что это фейк, никак нельзя. Письмо подготовлено на официальном епархиальном бланке, с официальной печатью, с личной подписью Нектария, — говорит Волин. — Никаких доказательств подложности этого документа, кроме слов отца Александра, у нас пока нет».

Далее события развивались по необычной для конфликтов церкви и общества траектории. Уже через несколько часов в подотчетной Нектарию епархии заявили, что его письмо «Орловским новостям» — подлог и провокация. По словам отца Александра, ни епархия, ни епископ Нектарий не имеют претензий к изданию. А про злополучный джип пояснили, что он используется не как роскошь, а как средство передвижения: добираться до паствы в удаленных уголках Орловской области по непроходимым провинциальным дорогам пастырю затруднительно.

Глава епархиального информационно-аналитического отдела Ливенской епархии диакон Юрий Шкуратюк не стал высказывать предположений о том, кто мог отправить это «подложное письмо»: «Искать крайних здесь не следует, концов здесь не найти. Это обычные информационные нападки на церковь. Нашли злободневную тему, раздули ее из ничего».

По его словам, епархия не состоит ни с кем ни в каких конфликтах, и прямого выгодополучателя у такого подлога быть не может.

«Это абсолютная ложь, фотошоп и монтаж. Данная подпись у нас присутствует на совершенно другом документе», — заявил секретарь Нектария отец Александр.

Он тоже не имеет «ни малейшего понятия», кто мог бы совершить подобное.

Не исключено, однако, что письмо Нектария стало фейком именно в тот момент, когда история приобрела общественный резонанс. Источники «Орловских новостей» в орловской митрополии сообщили, что Нектарию настоятельно рекомендовали отказаться от этого письма.

Бывший главный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин назвал версию с подложным письмом странной.

«За много лет работы в церкви и отслеживания в информационном поле того, что с ней происходит, я ни разу не встречал ничего подобного, — говорит он. — Не было такого, чтобы официальное письмо за подписью епископа ушло в какие-то светские структуры, а потом кто-то вдруг заявлял, что такого письма не существует, что это подлог и фотошоп. Поверить в это практически невозможно».

Импульсивные высказывания и решения представителей церкви, в том числе и высших иерархов, в последнее время не редкость, говорит Чапнин.

«Думаю, это было такое же импульсивное решение, о котором пожалел сам епископ Нектарий. Или его помощники одумались и воззвали: "Владыка, что ты наделал?" Это удар не только по личной репутации епископа, но и по всей церкви», — считает церковный деятель.

Особенно неестественным он видит употребление епархией слова «фейк» из интернет-новояза и заявление об отсутствии претензий к газете.

Чапнин не исключает, что это решение было принято в высших церковных кругах с учетом огромного, национального масштаба резонанса. По его мнению, мог иметь место приказ быстро замять историю, несмотря на возможные репутационные потери.
«Самое главное сейчас — остановить волну. Любая публикация в СМИ, независимо от ее характера, будет работать против Нектария и против церкви», — объяснил собеседник.

Однако в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата поспешили заявить, что конфликт священника Орловской митрополии Нектария и издания «Орловские новости» не касается РПЦ в целом.

«Это дело епархиального уровня», — заявил зампред отдела Вахтанг Кипшидзе. По его словам, высшее управление РПЦ не будет разбираться в ситуации.

Дела орловские

«Губернатор наш — совершенно феноменальный человек и любитель сомнительной лексики (в декабре 2016-го он назвал всех журналистов «чепушилами»). Мне кажется, на этой истории он просто хочет получить дополнительный сомнительный пиар и ничего больше», — комментирует Волин

При этом он подтвердил, что между Потомским и Антонием (а значит, и его протеже Нектарием) существуют определенные разногласия, связанные с тесной связью губернатора с духовником патриарха Кирилла, схиархимандритом Илией (Ноздревым), представителем церковного «центра», имеющего в Орле свои интересы. В частности, старец Илия является соучредителем строительства огромного «губернаторского храма» в Вятском Посаде.

«Думаю, выступление Потомского в поддержку Нектария — знак корпоративной солидарности власти [светской] и власти церковной, — считает Чапнин. — Но так, как выступил губернатор, лучше не выступать. Нравственную оценку происходящему в церкви могут давать все, кто считает это нужным, но в первую очередь такую оценку должна давать сама церковь».

По его мнению, для епископа небогатой епархии автомобиль за шесть миллионов рублей — чрезмерная роскошь и вызов здравому смыслу, и весь скандал с письмом — попытка увести внимание от этой проблемы.

«Как гражданин Российской федерации, Нектарий не поражен в правах и может делать все что угодно. Но как епископ Русской православной церкви он не имеет морального права на такую роскошь», — резюмировал Чапнин.

После публикации обращения в сети на скандал отреагировал даже губернатор Орловской области Вадим Потомский. Он осудил журналистов и назвал их претензии к дорогому автомобилю епископа неправомерными.

«Надо почитать Библию: не судите, да не судимы будете. А когда журналисты начинают задавать вопросы, кто как живет из священнослужителей, у меня возникает один вопрос: их кто уполномочил этот вопрос задавать? И потом, где есть критерий — это можно для священника, а вот это нельзя.

Он разве кого-то оскорбил? Он неправильно провел проповедь? В его приход стало меньше ходить прихожан? Он не занимается восстановлением храма?» — сказал Потомский в эфире радиостанции «Говорит Москва».

По словам чиновника, епископ Нектарий находится в «иерархическом подчинении», и при необходимости этот вопрос смогут решить внутри митрополии.

«Бог не фраер. Он все видит. И суд бывает только один: божий суд. У нас это идет до патриарха: не те часы, не так живет, не на тех машинах ездит», — подытожил Потомский.

При этом в РПЦ скандал назвали исключительно епархиальным делом и заявили, что органы РПЦ не будут участвовать в его урегулировании.

В то же время в Орловской митрополии опровергли информацию о том, что епископ Нектарий обращался к журналистам, назвав письмо, поступившее в редакцию, провокацией.

«Обращения епископа Нектария к «Орловским новостям» не было. Мы имеем дело с грязной провокацией, с подлогом. На опубликованном изображении виден только текст и подпись — нет никакой шапки, это не официальный бланк, нет никаких реквизитов. Кто может быть к этому причастен, стоит спрашивать у «Орловских новостей», — объяснил «Газете.Ru» руководитель информационно-аналитического отдела Орловской митрополии Евгений Борисов.

В действительности же письмо, опубликованное местным изданием, имеет и реквизиты, и «шапку». При этом в редакции «Орловских новостей» не сомневаются в его подлинности, рассказал «Газете.Ru» главный редактор издания Денис Волин.

«С утра оказалось, что у епископа Нектария никаких претензий к нашему изданию нет, а письмо является подделкой. В таком случае предмета спора нет, мы судиться не собираемся. Но у нас подлинность письма не вызывает сомнений — оно имеет все реквизиты, к тому же, по информации наших источников в Орловской митрополии, вчера епископу рекомендовали отказаться от написания этого обращения, поэтому мы ожидали именно такой реакции», — сказал Волин.

Напомним, скандал вокруг епископа Нектария разгорелся после того, как в СМИ появилась информация о том, что он обзавелся автомобилем Toyota Land Cruiser V8 в комплектации, стоимость которого составляет порядка 6 млн руб. При этом на внедорожнике были установлены номера, которыми в регионе оснащают, как правило, правительственные автомобили.

В пресс-службе Орловской митрополии «Газете.Ru» ранее сообщали, что автомобиль священнослужителю подарил один из местных агрохолдингов. Свои деньги и тем более деньги епархии епископ на покупку внедорожника не тратил.

«Хозяйствующие субъекты в нашей стране вправе совершать законные действия с имуществом. Они приняли такое решение, в чем здесь информационный повод? Мы не можем запретить людям делать такие подарки», — объяснял руководитель информационно-аналитического отдела Орловской митрополии Евгений Борисов.

По словам представителя митрополии, архиерей ежедневно должен оперативно выполнять свои обязанности, при этом на обычном легковом автомобиле по дорогам Орловской области зачастую бывает проехать затруднительно.

«Это глубокая провинция, вы представляете, какие дороги в провинции? Их иногда просто нет. В XIX веке на каретах по неделе добирались до отдаленных окраин епархии, но мы сейчас уже в другом мире живем», — заявляли в митрополии, добавив, что обладание дорогостоящим автомобилем нисколько не смущает прихожан.

Бывало, спросишь — а откуда у рядового руководителя госпредприятия/священника вилла тут, вилла там, бентли-шментли и дети в Оксфорде... — тут же ханжеские голоса: "Не надо считать деньги в чужом кармане!"

Нет, ребята, надо. Экономический рост и демократическая политика случаются именно там, где деньги в чужом кармане — особенно в кармане тех, кто главнее и богаче — считают с особым тщанием.

"Не надо считать деньги в чужом кармане" — рабская мораль. Имеется в виду "Не надо считать деньги в кармане господ".

А ведь господа в нашем кармане считают всё до копеечки. И выгребают подчистую. А вы холопы тяните лодку молча и не раскачивайте.
 
Источник
Вернуться назад