Синдром перепуганного «патриота» - быть святее Папы Римского

"Не удивляйтесь, когда вам бьют по роже лица". Либералам и прочим белоленточным, которые «вместе со всем цивилизованным человечеством» поддерживают киевские власти, не раз приходилось сталкиваться с крайне враждебной реакцией людей, которым они выражали горячие симпатии. К примеру, в Киеве запретили в том числе и книгу Бориса Акунина «История Государства Российского».

А ведь он неоднократно высказывался в поддержку киевского режима (например, на вопрос «чей Крым?» отвечал: «Ну, конечно, не российский. О чем тут говорить? Это нарушение международного права»), высказывал свое резко критическое отношение к «режиму Путина» и надеялся на крах этого режима.Кто не скаче - той москаль тоже не просто так появились. Нужно было доказывать - "Я свой". Как цветовая дифференциация штанов - чтобы не перепутали. И не стоит забывать, кто заказывал эту музыку.

Они читали классику:
"Больше всего хлопот доставила ему инструкция о том, как вербовать среди местного населения платных доносчиков и осведомителей. Придя к заключению, что невозможно завербовать кого-нибудь оттуда, где начинается Блата, потому что там весь народ меднолобый, он наконец решил взять к себе на службу деревенского подпаска по прозванию Пепка-Прыгни. Это был кретин, который всегда подпрыгивал, услыхав свою кличку, несчастное, обиженное природой и людьми существо, калека, за несколько золотых в год и за жалкие харчи пасший деревенское стадо." (Ярослав Гашек, Похождения бравого солдата Швейка)

Или журналист Сергей Пархоменко, ведущий «Эха Москвы», поместил у себя в Фейсбуке очень теплый, сентиментальный пост про свое пребывание во Львове, описав и город, и его жителей с большой симпатией.

В комментарии явились сотни (судя по лайкам) адептов майдана, которые обнаружили у Пархоменко «шовинистическое мурло» и именовали его «прозомбированным прокремлевским россияном и быдлом» и «кремлевским пропагандоном». Кто знаком с творчеством Сергея Пархоменко, тот оценит иронию. И подобных примеров масса.

Что выглядит, на первый взгляд, непонятно и контрпродуктивно - глупо отталкивать своих симпатизантов? Последние приходят в уныние, «ватники» язвительно насмехаются.

В чем причина такого поведения?

Для начала - многие из демонстрирующих неукротимый майданный патриотизм, носят русские имена и фамилии, да и по-украински говорят (тем более пишут) с трудом – мне доводилось видеть сетевую стычку между критически настроенной к Майдану женщиной, которая писала по-украински, и яростным адептом Майдана, который отвечал ей по-русски. Да разве только мне?

Я неоднократно с 14-го года писал о Стокгольмском синдроме, когда жители Украины подсознательно выбирают наименее опасную для себя линию поведения. В эту же канву укладывается и наиболее активная (хотя и мизерная) часть подконтрольных киевскому режиму граждан. Это можно назвать «синдромом перепуганного патриота». Перепуганного не внешними врагами, а другими патриотами, перед которыми он боится показаться недостаточно патриотичным.

Это не обязательно продуманная стратегия – люди подсознательно выбирают линию поведения, которая выглядит наиболее безопасной (и часто выгодной).

Это как с теми трудящимися, которые глубоко и искренне ненавидели троцкистско-бухаринских выродков, потом на короткое время возненавидели «врачей-убийц», а потом разненавидели их обратно, когда стало ясно, что дело свернули.

Нам легко их порицать – мы не жили в тех условиях – но так уж склонны вести себя люди, которые чувствуют себя уязвимыми.
Они стараются подчеркнуть ненависть к врагам – и тут, как сказал поэт: «Це знають ще у яслах малі діти, що лучше перебдіть, ніж недобдіти». Лучше выказать избыток ярости к врагам, чем недостаток. Лучше лишний раз пнуть симпатизанта, чем случайно забыть пнуть противника.

«Русскоязычные украинские патриоты» оказываются наиболее уязвимы для такого синдрома, потому что являются по происхождению «финно-монголами», их родной язык – это «язык оккупанта», их предков «привезли на место выморенных голодом украинцев» и вообще им время от времени замечают, что они национальное меньшинство и гости на чужой земле.

Им приходится очень старательно доказывать, что они – свои.

Яростная ругань русских по происхождению и языку людей в адрес «москалей» – часто даже прямо «русских» – обращена не к москалям как таковым, а к своим. Это демонстрация лояльности, отчаянная попытка быть принятыми.

И тут стремление отдельного человека доказать, что он – истинный патриот и должен восприниматься в качестве такового, никак не связано с интересами сообщества в целом.

Конечно, в интересах киевского режима как режима государства было бы привечать своих симпатизантов в других странах – и в России особенно. Но люди не думают об интересах государства – яростный патриотизм такого рода призван обеспечивать личные, а не коллективные интересы. Да и внутри самого режима тот же процесс - все стараются демонстрировать друг другу, что они никак не "агенты Путина".

Отталкивать симпатизантов, настраивать против себя нейтралов, ободрять противников, конечно, глупо и вредно для режима в целом, но это - линия выживания для отдельных людей.
И ничего специфически "украинского" в такой реакции нет.

Подобное поведение встречается и с другой стороны. Когда некоторые люди, ранее поддержавшие Майдан или просто не отметившиеся ярко выраженной борьбой с киевским режимом, сталкиваются с грубыми насмешками и враждебностью. Им предъявляют претензии за всю войну и совершенные в ее ходе преступления, даже если они лично в них никак не участвовали. Наоборот, факт неучастия становится статьей обвинения: "А почему ты не сидел в окопе 13 августа?", "Где ты был с 6 до 11 1 марта 2014 года?"

Большинство при таких обвинениях теряются и начинают невнятно оправдываться, а потом некоторые становятся безумно яростными обличителями своих же товарищей. Дабы никто не усомнился в их верности заявленным идеалам.

Это тот же самый синдром – «а вдруг я покажусь недостаточно яростным и неукротимым?»

Либералы и прочая подобная тусовка в России просто оказались побочными жертвами социальной стихии – и им не стоит обижаться на людей, которые просто хотят приспособиться и выжить. Им, пожалуй, стоит перейти от приверженности сторонам к приверженности принципам – и перестать считать любые силы, враждебные России, силами добра.

Михаил
Вернуться назад