Энтропия развития

В царской России существовала государственная, экономическая и социальная модель развития, была сложившаяся "повестка дня".

Мы не будем с вами здесь говорить о том, были ли та модель и та повестка хорошими или плохими. Мы просто констатируем, что они - были. Кому-то они нравились, кому-то нет.

На смену им в Октябре 1917 года пришли другие модель и повестка дня. И мы опять не будем говорить, хорошие они были или плохие. Мы вновь констатируем, что они были. И тоже кому-то нравились, кому-то нет.

Общим и для царизма, и для большевизма было то, что обе модели были всеобщими, охватывали всё общество по вертикали и горизонтали.

Они были системными. Они состояли из общенациональных приоритетов, как в государственном и экономическом, так и в социально-культурном плане.

Любой, кто знает родную историю, без проблем сможет сформулировать как царскую, так и большевистскую модели.

Нет особенных сложностей с пониманием триады Уварова. Нет проблем с пониманием лозунгов большевизма. С ними можно соглашаться или нет, но невозможно отрицать, что и те, и другие были предельно понятны и, по-своему, честны. И могли вписывать в себя, заключать в свою парадигму миллионы людей. При этом Tриада была сформулирована едва ли не за сто лет до Революции, а цели и ценности большевизма - в самые первые дни их прихода во власть.

Это сказано к тому, что обе системы , при всём их непримиримом антагонизме по отношению друг к другу, были ясными, исторически сложившимися формами государственного устройства, с ясными целями и путями развития.

Начиная с 1991 года и по сей день, у нас существуют общество и государство, модель развития которых я лично не берусь сформулировать. Прошу заметить, что я здесь не говорю о том, хорошо или плохо наше нынешнее государственное устройство. Кому-то оно нравится, кому-то нет, как и раньше.

Я говорю только о том, что не знаю, как его охарактеризовать.

И дело не только в отсутствии вменяемых стратегических общенациональных лозунгов, понятных и принятых большинством народа, не только в невозможности определить конкретную форму нашего нынешнего государства - не царского, не социалистического, не капиталистического в классическом понимании.

Дело в неясности пути, каким идёт страна. Самое точное определение нашего нынешего устройства, на мой взгляд, это "вооружённое авось".

Обычно на все эти вопросы со стороны платных защитников режима и полностью одураченных телевизором обывателей следует стандартный, молниеносный ответ:

- А-а, забыли 90-е? Опять хотите туда? А мы не хотим! Сегодня мы в 100 раз лучше живём, чем тогда.

При этом как-то изящно умалчивается, что сегодня, в 2017-м мы живём гораздо хуже, чем, например, в 2010. И эта тенденция усиливается, а не ослабевает.

Почему?

Виноваты санкции? Но ведь телевизор говорит без остановки, что на нас санкции не действуют. Что мы на них чуть ли не молимся и развиваем своё, собственное.
А жизнь ухудшается!

И не только в экономическом смысле. Почему так происходит, если санкции не действуют?

Значит, телевизор врёт? Значит, санкции действуют?

Но если это так, то почему они действуют? Почему мы оказались так уязвимы к этим санкциям и к Западному давлению? Ведь мы уже сталкивались с ним совсем недавно, в СССР!

Почему мы выбрали такой путь, который сделал нас не независимыми от Запада, а наоборот, наиболее уязвимыми?

Ведь российское руководство состоит из людей, помнящих холодную войну, консолидированное давление Запада и экономическую блокаду СССР.

Почему мы опять наступаем на те же грабли? Почему делаем и продолжаем делать расчёт на честную интеграцию в Западное сообщество, которой не будет никогда?

Почему через 27 лет после падения Союза мы молимся на мировые цены на нефть и газ вместо собственных производственных, промышленных отраслей?

По оценкам многих независимых экономистов и социологов, средний класс в СССР составлял приблизительно 80% населения.
Это был не тот средний класс, который существует на Западе. Конечно, мы были не настолько развиты в потребительском, финансовом смысле.

Но средний класс это, прежде всего, не деньги, не зарплата, а уровень социальной защищённости.

На Западе этот средний класс покупает себе эту защищённость за деньги, за свою зарплату. Это и образование, и жильё, и медицина.
В Союзе эти блага были либо полностью, либо частично субсидированы государством. И не ради пропаганды, а с конкретной целью:
Создать мощный средний класс, который и есть основа стабильности любого общества.

И та самая знаменитая "уверенность в завтрашнем дне", о которой с ностальгией вспоминает старшее поколение, как раз и была результатом существования среднего класса, намеренно созданного и поддерживаемого государством.

Средний класс был и в царской России. Он был далеко не таким развитым, каким стал в СССР, но он был! И была политика по его развитию. Невнятная, неясно выраженная, но была.

Как и в современной России, тогда были и миллионеры, и мультимиллионеры, и нищета.

Сил царского среднего класса в силу его малочисленности не хватало на компенсацию противоречий между бедными и богатыми. В итоге в обществе начали стремительно разрастаться идеи социальной справедливости. К чему это привело, мы знаем.

Социальное расслоение накануне Революции было огромным. Резким. Абсолютистская монархия не может быть социально справедливой. Но она долгое время была защищена от покушений на свою неприкосновенность всем опытом своего существования, ходом исторического развития, вековыми традициями нации. К ней привыкли, с ней сжились и срослись корнями десятки поколений.

В современной России нет и не может быть такой исторической инерции. Она наследует Советскому Союзу, который, невзирая на многочисленные ошибки, тем не менее, доказал жизнеспособность на совершенно других принципах - справедливости и социальной защищённости.

И через эту призму на нашу действительность до сих пор смотрят миллионы людей.

И видят такое колоссальное расслоение, такой вакуум вместо среднего класса, каких никогда не было прежде, включая даже царизм.

Но проблема не только в отсутствии среднего класса, а главным образом - в отсутствии вменяемой стратегии на его появление.

Сам собой, как естественный ответ на отсутствие среднего класса, как стихийное опорожнение желудка после плохой еды, растёт только националистический люмпен, что мы и наблюдаем сегодня и в жизни, и в виртуальном пространстве.

Средний класс не может вырасти сам по себе, как лопухи на пустыре.

Для его появления нужны новые отрасли, новые массовые экономические ниши, новые направления экономической политики государства. А для этого нужна та самая стратегия, те самые лозунги, понятные и подхваченные всеми.

В их отсутствие естественное стремление общества к стабильности и уверенности в завтрашнем дне трансформируется в желание растущего числа людей укрыться от непредсказуемости, примкнуть к государственному сектору, уйти в чиновники, т.е. в непроизводительную, в паразитическую сферу государственного устройства и, тем самым, ещё более увеличить общественное несовершенство и социальную несправедливость.

Провозглашённые властью и усиленно насаждаемые в СМИ ценности "патриотизма" и "христианских добродетелей" наряду со всеми прочими религиозными ценностями других конфессий не жизнеспособны, наоборот, они вредны, потому что бессмысленны.

Патриотизм - естественное состояние нормального человека. Родину либо любят, либо нет, и никакие лозунги или президентские указы не в состоянии это изменить.

Официально провозглашать в обществе патриотизм национальной идеей - то же самое, что признаваться в том, что другой идеи нет.

Хотя во всех, без исключения, странах, называемых сегодня развитыми, такие стратегические идеи есть.

Церковь никогда уже не сможет приобрeсти в обществе прежний вес и авторитет. И дело даже не в сомнительных моральных качествах её "отцов". Дело в мировом общественном прогрессе, в общем "помудрении и повзрослении" человечества, для которого церковь всё более и более - дань культурной и и исторической традиции, нежели стремление к вечному покою или поиски Высшей Истины.

Зато она вполне сможет служить мощным инструментом разделения и разъединения народов по религиозному и национальному признаку, что тоже проявляется в нашем обществе всё заметнее и сильнее.

Лозунг "Обогащайтесь, у нас теперь капитализм!" выглядит фикцией в условиях сырьевой экономики, монополизации торговли и практически полного отсутствия промышленной диверсификации.

Этот лозунг уже давно воплощён в жизнь узким кругом "избранных", куда полностью перекрыт вход посторонним.

Теперь лозунг "Обогащайтесь!" означает, по своей сути, совершенно другое:
- Прорывайтесь в свой средний клас самостоятельно! Если сможете. Это - ваш максимум.

А если не сможете, то и суда нет. Ничего иного предложить вам мы не можем и не сможем.
Поэтому альтернативным решением для многих является только криминал.

Что тоже видно по бесчисленным сообщениям в СМИ.

Всё сказанное вовсе не означает негативную оценку. Это была попытка полностью беспристрастного анализа ситуации, знакомой всем. Даже тем, кто не согласен с таким анализом.

А вернее всего - в первую очередь им.

Тем, чьей убеждённости в правильности избранного курса можно только позавидовать. 

Ехидный Douglas
Вернуться назад