Эксперт по кибербезопасности "Лаборатории Касперского" Голованов о мошенничестве:

Главное изменение в скриптах мошенников, которые мы зафиксировали, произошло в мае. Теперь злоумышленники представляются сотрудниками государственных организаций, силовых ведомств, органов исполнительной власти. Люди уже не реагируют на звонки из "службы безопасности" банков, а вот на звонок участкового реагируют. Но при этом "сотрудник безопасности банка" никуда не делся, этот скрипт все равно используется. Только теперь мошенник звонит и представляется участковым, рассказывает легенду о попытке украсть деньги со счета и необходимости привлечь злоумышленника к ответственности, для чего нужно ответить на вопросы. А когда клиент соглашается, мошенник переводит его на своего коллегу "из службы безопасности банка".

Есть два пика наибольшей активности мошенников, и не только телефонных. Первый – это конец мая, а второй – это конец декабря, то есть пики приурочены к длинным выходным.

Порядка 70% звонков с неизвестных номеров – это спам, а 6,2% – это потенциальные мошенники.

Телефонное мошенничество – это национальное бедствие. Сейчас у нас – рост, но он не может продолжаться вечно. Я считают, что в течение года-двух мошенничество должно выйти на плато. И дальше начнутся колебания вокруг плато. После этого в результате действий, которые предпринимаются регулятором, правоохранительными органами, мошенничество должно пойти на спад.

За рубежом есть аферы с подделкой голосов, внешности. Есть схема звонка бухгалтеру под видом генерального директора. Мошенник пытается убедить жертву срочно перевести ему деньги. Подделать телефонный номер – не проблема, но есть трудности с голосом. Есть два варианта. Первый – это смонтировать нарезки реального голоса, но нужно большое количество образцов, и это не так просто делается. Второй способ – это использование как раз технологии дипфейков, когда загружаются несколько образцов голоса в специальную программу, накладывается нужный текст и создается поддельная запись. Такие истории встречаются в основном в Западной Европе. Но осенью 2020 года они перекинулись на Азию. Мы считаем, что эта штука докатится и до России.

Пик атак на банкоматы пришелся на 2015 год, тогда был кошмар. В 2020 году такие инциденты были на уровне нуля. Это связано, в том числе, с пандемией – мошенники тоже не могли выйти на улицу.  

Как сейчас можно использовать биометрию? Для удобства. Так, например, при звонке в банк робот узнает клиента по голосу и даст ему консультации. Но транзакцию по голосу проводить нельзя. Но за биометрией – будущее. Считается, что авторизация по пин-коду, паролю и прочему уходит в прошлое. Кроме того, сканеры и алгоритмы оцифровки постоянно совершенствуются. Возможно в будущем мы и дойдем до подтверждения транзакций по биометрии, но сейчас этого делать нельзя.

Вернуться назад