Врачам будут платить по-новому. Сколько и к чему это приведет?

Пока что новая система оплаты врачей – это 7 пилотных регионов и 9 млрд руб. в квартал. Цель – повысить доходы врачей, а в этих доходах – долю собственно оклада, по сравнению с надбавками. Пилотным проектом охватывается примерно 170 тысяч врачей, стало быть на каждого приходится примерно 17,5 тысяч рублей в месяц «грязными». Однако кто и что получит в результате – это ещё предстоит понять на практике, так как механизм расчёта оплаты вызывает кучу вопросов и большие сомнения в достижении цели.

Базовый оклад – это МРОТ. Впервые, кажется, этот виртуальный показатель применили к чему-нибудь, кроме штрафов. Далее оклад корректируется некоторыми коэффициентами. В частности, за должностную группу. Это самая большая коррекция – до 3,13. 3,13 эти самые получит завхирургией. В результате его оклад составит целых 42,5 тысячи (при средней зарплате в стране 49,5, по данным Росстата на июнь).

Но будет ещё и региональный коэффициент – до 3,08. Правда, совершенно непонятно, сколько регионов получат утроение, а сколько останутся в районе «единички». В регионах, где сейчас будут экспериментировать, максимальный коэффициент 1,38. Коэффициент этот привязан к медианной зарплате в регионе.

Ну, а дальше – два вида надбавок. Одни теперь будут называться компенсационными выплатами – за работу ночью, за тяжелый климат и прочие непростые условия труда. Их 8 видов с доплатами в диапазоне от 4 до 60% оклада. Другие определены как «стимулирующие выплаты». С одной стороны, они привязаны к непопулярным местам работы – сельская местность, необходимость летать санавиацией. С другой, - к каким-то выморочным ориентирам, неизвестно почему выбранным и как структурированным – от некоего «наставничества» до «выявления онкологических заболеваний». Эти выплаты – от 10 до 60% оклада.

Что во всем этом сильно настораживает?

1. Кривые коэффициенты в расчёте оклада. Все эти 3,13 и 1,38. Почему не 3,10, 3,50 или 3 ровно? Такие коэффициенты обычно возникают при делении уже существующих статистических показателей. То есть они – свидетельство консервации системы, узаконивания её статус-кво, а вовсе не развития, что входит в прямое противоречие с декларативными целями «всё изменить, чтоб больше и лучше».

2. Два вида надбавок в сумме могут составлять 120% оклада. Это, конечно, хорошо, но никак не соответствует декларированной цели построить систему, в которой доля надбавок в доходе врача не будет превышать 40%. Из чего прозрачно следует, что никаких астрономических 60% и более платить никому не будут, для чего и заложены «вилки» таких доплат в 6-10 раз – всегда можно пройти по нижней границе.

3. Система входит в противоречие с идеологией и практикой страховой медицины. Базовая схема финансирования лечебных учреждений у нас строится на идее «деньги идут за пациентом». В какую клинику пациент пришёл и где лечился – туда за это лечение и деньги пришли, и там врачи больше денег получили. Как это может совместиться с вводимой тарифной сеткой? Никак.

Есть подозрение, что деньги ФОМС будут дополнительно перераспределяться через какой-нибудь премиальный фонд, но в запускаемой Минтрудом и Минздравом системе это никак не отражено. Она вводится с таким видом, будто страховой медицины в стране вообще нет.

4. Но поскольку страховая медицина есть, и премиальные фонд, по-видимому, будет, становится понятно, что «пилотный проект» вводится людьми, крайне далёкими от реальных проблем оплаты труда в медицине. А проблемы эти сводятся к очень простой штуке: фонд оплаты труда расписывается в конкретном медучреждении по принципу: две трети – главврачу и паре-тройке его подельников типа главбуха и любимой заведки, остальное – врачам, пусть подавятся. Этой проблеме решения в вводимой системе нет, а предпосылки для её усугубления есть. Крупные коэффициенты за какие-то мутные показатели типа «наставничества» дают главврачу огромный простор для того, чтобы решать, кто у нас наставник, а кто не очень, кто навыявлял кучу онкологий на ровном месте, а кто, паразит такой, никакой онконастороженности проявить не соизволил. Злоупотребления заложены в систему на базовом уровне.

5. Система стимулирует что угодно, кроме реального качества работы врача. Она никак не учитывает ни количество пациентов, которых человек лечит, ни долю пациентов, которых он реально вылечил. Она никак не подталкивает врача ни к самосовершенствованию – посещению курсов, семинаров, изучению современной литературы и т.д., ни к научно-исследовательской деятельности – надбавок за ученые степени, научные публикации и т.д. нет.

К чему все это должно привести, кроме уже описанного углубления произвола главврачей и снижения качества работы врачей. К усилению перетока врачей в богатые регионы за счёт возможного трехкратного повышения оклада.

Напомним, что МРОТ у нас с прошлого года отвязан от прожиточного минимума и привязан как раз к медианной зарплате с коэффициентом 42%. То есть медиана уже учтена в оплате врача через МРОТ, зачем её учитывать второй раз? Очевидно, чтобы сделать как раз региональные поправки: МРОТ у нас считается от средней по стране медианы, а в разных регионах она сильно различается.

От прожиточного минимума МРОТ отвязана именно для того, чтобы прекратить индексировать её в соответствии с ростом цен. А торговым сетям при ценообразовании на доходы граждан глубоко наплевать, поскольку граждане показали высокую способность брать кредиты по всякому поводу и уровень потребления не снижать. Существенно при этом, что у нас сложилась практика, при которой граждане решают проблему недостатка средств к существованию не давлением на работодателя, а именно залезанием в кредиты. Соответственно, медианные зарплаты в регионах расти в соответствии с реальной инфляцией не будут никогда. Куда деваться врачам? – Переезжать туда, где лучше платят.

И это уже страновая проблема. Врачей после всех оптимизаций в России не хватает катастрофически. Они уже высосаны столицами настолько, что несколько дорогих московских частных клиник могут насмерть биться за какого-нибудь одного приличного анестезиолога из Томска или гастроэнтеролога из Ярославля. В государственных клиниках – либо северокавказские 100-балльные егэшники с купленными дипломами, либо трудолюбивые мигранты из Средней Азии, которые лечат – как такси водят, упершись в навигатор: говорят слова по медэконстандартам, ни шагу влево, ни шагу вправо. Теперь профессионалы из хуже всего обеспеченных качественной медициной регионов потянутся за коэффициентом 3,08 к столичному окладу, который никак не перебить десятком процентов надбавки за работу в сельской местности

Вернуться назад