Украина выходит из мирного процесса. Такой вывод можно сделать, анализируя текст законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода», который размещен на сайте Верховной Рады.
Голосование за этот проект было запланировано на текущую осень. Но безграмотность правового акта, а также его полное противоречие мирным соглашениям, достигнутым в ходе минского процесса, обратили на себя внимание даже европейской «Венецианской комиссии».
Такое впечатление, что все украинские проекты о «возвращении» в состав этого государства Крыма и Донбасса разрабатываются людьми, «возвращения» яростно не желающими. Еще в 2014 году Борис Филатов, соратник олигарха Игоря Коломойского, говорил: «Обещайте им (русским повстанцам Украины) все что угодно, а вешать их мы будем потом».
Вот и украинские власти могли бы разыграть перед дончанами и крымчанами этаких добрых дядюшек – мол, признаем все, что хотите, обеспечим вам райскую жизнь, только вернитесь в состав Украины – на руках вас будем носить. Не то что, мол, эти россияне.
Но нет. Самые разнообразные представители украинской власти постоянно твердят о том, как они будут подавлять Донбасс и Крым и репрессировать его жителей в случае получения контроля над территорией. Первоначальная версия законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода» вообще была этакой мечтой карателя – в ней речь шла о том, что чуть ли не все жители ЛДНР являются «коллаборантами», с которыми Киев мечтал обойтись соответствующим образом.
Нынешняя версия законопроекта не такая одиозная. Однако и она вызвала замечания даже в Европе – Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) указала на несоответствие законопроекта положениям международных норм.
От документа к документу, от переговоров к переговорам Киев пытается отойти от духа и буквы подписанных своей же украинской властью мирных соглашений, которые предусматривают, прежде всего, принятие новой конституции Украины, которая обеспечит Луганску и Донецку особый статус – право на самоуправление и уважение к культурным и историческим особенностям этих регионов. Не нравится Киеву и «Формула Штайнмайера» - механизм поэтапной реализации положений второго минского соглашения, который содержит строго определенный порядок действий. Сначала – изменения в конституцию Украины, закон об особом статусе Донбасса, выборы в Донбассе, а потом переход границы под контроль украинских органов.
Вот, казалось бы, что стоит Украине согласиться? Ну пусть пройдут в Раду и в местные органы власти представители Донбасса, все равно их не будет большинство. А если взять контроль над границей – можно будет потихоньку вылавливать всех политических противников Украины и ополченцев, шить им белыми нитками уголовные дела. Те же наркотики подбрасывать, дискредитируя участников Русской Весны. И так постепенно полностью подавить Донбасс. А о Крыме подумать уже потом. Ведь невозможно схватить то и другое – подавишься! Но украинцы не хотят работать вдолгую. Они хотят всего и сейчас. На чем и «прокалываются».
Или же, что еще больше похоже на правду, они открыто демонстрируют, что мирное урегулирование конфликта официальный Киев не интересует в принципе.
Судите сами:
1. Весь первый раздел украинского законопроекта «Об основах государственной политики переходного периода» посвящен тому, что «Российская Федерация – государство-оккупант», постоянно осуществляющее «агрессию». Мол, и администрации населенных пунктов Донбасса – оккупационные, и военные формирования, в которых служат жители Донбасса, – тоже оккупационные. Вывод – смысл закона не в том, чтобы запустить мирный процесс, а в том, чтобы навешать на Россию побольше ярлыков и обвинить ее буквально во всем.
2. В законопроекте увязаны Донбасс и Крым. Специально для того, чтобы не заниматься мирным урегулированием конфликта в Донбассе. Чтобы каждую мирную инициативу можно было блокировать требованием осуществить «деоккупацию» Крыма. То есть, по сути, законопроект не имеет никакого отношения к мирным договоренностям, достигнутым в Минске. Это подчеркивается тем, что в проекте ни разу не упомянуты ни «минский процесс», ни «нормандский формат», ни «формула Штайнмайера».
3. «Формула Штайнмайера» (подписанная украинской стороной) в проекте игнорируется. Минские соглашения предусматривают проведение выборов в Донбассе до установления украинского контроля над территорией. Но Киеву плевать. Об этом и говорит их законопроект.
4. Зато максимально запутывается и усложняется вопрос амнистии для всех, кто выступал против Киевского режима. Кто подпадает под амнистию – остается на усмотрение украинской власти. И, самое главное, права на нее лишаются те, кто причинял или способствовал причинению смерти или тяжких телесных повреждений людям. Не сказано, каким людям – мирным гражданам (что логично) или военнослужащим и карателям из украинских формирований. То есть Украина лишает права на амнистию всех, кто противостоял ее вооруженным формированиям с оружием в руках. Что снова полностью перечеркивает суть мирного процесса.
5. Законопроект игнорирует все обязательства Украины по предоставлению Донбассу особого статуса. А это значит, что вся суть мирного процесса и достигнутых договоренностей украинской стороной намеренно игнорируется.
6. Ну и любимый пункт украинских нацистов. Законопроект прописывает «восстановление функционирования украинского языка как государственного» на «деоккупированных территориях». То есть право на родной язык тоже игнорируется. А ведь это право было записано в Минских соглашениях. В проекте есть дежурные слова про «учет гарантий свободного развития, использования и защиты языков коренных народов и национальных меньшинств Украины». Но эти слова есть и в нынешней конституции Украины. Что не помешало киевской власти полностью запретить обучение на русском языке и ввести «языковые патрули», кошмарящие продавцов и официантов за русский язык.
В целом же кабминовский законопроект является «мечтой карателя». Недаром даже члены неонацистского «азовского» движения (запрещенного в РФ) отзываются в отношении него положительно, требуя лишь убрать оттуда два маленьких пункта о «гендерном измерении», очевидно, внесенных в проект в ритуально-проевропейских целях.
Зато целый раздел посвящен будущему «новому порядку». Его можно было бы озаглавить поговоркой «дурак думками богатеет». В нем авторы пишут, как будут запрещать «символику сепаратистов» и «увековечивать память украинских освободителей». То есть уничтожать памятники и мемориальные доски, поставленные органами ЛДНР, и устанавливать взамен них свои, «патриотические».
Очевидно, что украинский законопроект полностью соответствует нынешнему обострению на линии боевого соприкосновения в Донбассе. Принятие его парламентом Украины будет означать окончательный выход Украины из «Минска». Ни о каком мире украинское военно-политическое руководство даже не думает.
Но я бы не переживал по этому поводу. Что такое современная киевская власть – и Донбасс, и Россия давно поняли. Меня бы гораздо больше обеспокоило, если бы украинские вожди начали строго соблюдать мирные соглашения и согласились на реализацию «формулы Штайнмайера», проведение выборов и особый статус Донбасса. Тогда бы я ожидал от Киева серьезного подвоха. И беспокоился за жизнь жителей Донбасса. Что «их будут вешать потом». А так – все предсказуемо и понятно. На войне – как на войне. Есть свои и враги. И у нас с ними разногласие только по аграрному вопросу. Они хотят нас в эту землю уложить, а мы не хотим, чтобы они по ней ходили.