Как же много материалов сегодня в СМИ о Красноармейске (Покровске по-украински). Открываешь практически любое российское, украинское или западное издание и обязательно найдёшь материалы по этому направлению. Оно и понятно. Если рассматривать весь комплекс операций, которые проводятся в настоящее время, Красноармейск действительно цель приоритетная.
И приоритетная она уже много месяцев. Насколько я помню, генерал Сырский говорил о сложностях в направлении Красноармейска в апреле этого года. Затем в мае. Причём в майском заявлении Сырский уже призывал ВСУ перейти к обороне и удерживать занимаемые рубежи любой ценой. Именно это он назвал главной задачей украинской армии.
Так или иначе, этот участок фронта упоминался практически всё лето в интервью военных и политиков Украины. ГШ ВСУ даже называл его самым горячим участком на российско-украинском фронте. Только один просроченный держался до последнего. Зеленский признал ухудшение ситуации только 6 августа, когда стало невозможно скрывать истинную ситуацию на фронте.
Дальше читатели уже помнят. 19 августа объявлена принудительная эвакуация, 20 августа из города стали вывозить архивы и побежали чиновники. Уже сегодня необходимо признать, что органов государственной власти в Красноармейске нет. Ситуация выглядит двояко. С одной стороны, город неплохо подготовлен к обороне, с другой — власти не верят в то, что его можно сохранить.
Смогут ли ВСУ остановить наступающих?
Я уже писал о том, что иногда создаётся ощущение, что ВСУ сдают населённые пункты намеренно. Настолько резво они убегают. Особенно интересно видеть попытки некоторых подразделений закрепиться в лесопосадках, а иногда чуть ли не в чистом поле.
Но после внимательного изучения видео из освобождённых населённых пунктов эти мысли исчезают. Серьёзной инженерной подготовки к обороне там просто не проводилось. Возможно, это было одной из причин авантюры в Курской области. ВСУ были настолько уверены в своей линии обороны на востоке, что не позаботились о глубине обороны.
Некоторые западные аналитики пришли к такому же выводу и даже развили эту идею. Русские растянут коммуникации, ослабят фланги, и именно туда ударят ВСУ и загонят наступающих в котёл... Мысль, конечно, «новая и оригинальная». Особенно с учётом скорости наступления, превосходства в воздухе, тяжелой артиллерии и танках. О моральном превосходстве и писать не надо. Наступление — это всегда максимальный выброс адреналина…
Итак, мы ежедневно что-то освобождаем. Рассказывать о том, какие населённые пункты мы освободили сегодня, в аналитической статье глупо. Просто потому, что к моменту выхода эти сведения устареют. Причём, если рассматривать опять же всю ЛБС, русская армия очень быстро и эффективно реагирует на любые проблемы ВСУ. Ушла бригада с передовой, не дождавшись, пока её место заняли сменщики — русские подразделения мгновенно используют эту ситуацию для наступления.
Я уже выше писал о многочисленных публикациях, касающихся обороны самого Красноармейска. Не вызывает ли такое внимание вопросы у читателей? По моему мнению, нам усиленно навязывают мнение, что мы должны приложить все усилия для взятия именно этого города в кратчайшие сроки.
«Огромный транспортный узел, взятие которого создаст кучу проблем для всей группировки на Донбассе»... Кто спорит, это действительно так. Но почему мы должны бросить все силы именно на его освобождение? А если обойти и продолжить наступление дальше, оставив город в кольце осады? Что-то изменится? Шоссейные и железнодорожные пути не будут перерезаны? Гарнизон не окажется на голодном пайке?
О таком решении не задумывались аналитики? Не поверю. Как не поверю и в то, что никто из них не заглядывал в календарь. Сентябрь! Осталось совсем немного времени для массированного использования колёсной, да и гусеничной техники. Дальше распутица и замедление наступления в любом случае. Может, в этом и кроется причина такого внимания именно к обороне Красноармейска?
Понимаю, что сейчас последуют возражения в том смысле, что иметь довольно серьёзную окружённую группировку в собственном тылу достаточно опасно. А с учётом многолетней инженерной подготовки позиций для обороны — крайне опасно. Вспомнят Мариуполь. Согласен. Опасно. Но если не учитывать изменившиеся реалии СВО.
А я напомню другие котлы, которые ликвидировались достаточно быстро. И не потому, что изменилось качество обороняющихся, не потому, что наши штурмовики набрались опыта, хотя эти факторы тоже играют свою роль, а просто потому, что русская армия стала использовать более мощные боеприпасы. Те же ФАБы с успехом закапывают живьём тех, кто прячется в подземных коммуникациях.
Согласитесь, боевой дух обороняющихся в таких условиях сложно поднять до необходимого уровня. Пара-тройка засыпанных подземных ходов и тоннелей, превращённых в братские могилы, сильно умерят пыл обороняющихся. Да и пункты обороны на поверхности быстро превратятся в кучу щебня после применения тех же ФАБов.
Таким образом, не стоит заморачиваться с крупными опорниками. Отработать их можно и позже, когда наступит осенняя распутица. Задача на сегодня — полное освобождение Донбасса и выход к Днепропетровску и Харькову. Больше тянуть с выполнением этой задачи нельзя. Созданы благоприятные условия, надо их использовать.
Динамика наступления такова, что на центральном Донецком направлении идёт обвал обороны ВСУ. Надо разрубать фронт. Надо выходить на оперативный простор. Дальше оборонительные сооружения или не построены, или находятся в стадии строительства. Механизированные бригады, введённые в прорыв, могут наделать много шороху в тылу ВСУ. Практически деморализовав украинские соединения на всей левобережной части Украины.
Если смотреть ещё дальше, то возникает вопрос о Днепропетровске и Харькове. Не думаю, что без серьёзной зачистки всей территории Левобережья стоит начинать их штурм. Тем более что существует вполне допустимая вероятность сдачи этих городов без штурма.
Оборонять город миллионник, находящийся в полном окружении, а это возможно без особых усилий с нашей стороны, сложно, почти невозможно. Потери армии будут настолько высоки, что это может привести к капитуляции всей армии... Зеленский, если он к тому времени ещё будет у власти, на это не пойдёт.
Таким образом, вопрос о возможности остановки русского наступления у Красноармейска снимается. Но возникает вопрос о других участках фронта. Там необходимо готовить соединения для наступления. Киев в конце концов сначала перебросит свои резервы на центрально-донецкое направление, а затем придёт черёд боевых бригад и батальонов.
Краткие выводы из ситуации
Заглядывать так далеко — довольно рискованное занятие. Скорость развития и непредсказуемость событий, особенно действий киевского режима, действительно создают риски для более или менее длительных по времени прогнозов. Но только в том случае, если исключать политическую составляющую процесса. Ситуация же в Киеве просто «воняет политикой». Поэтому предложу свой вариант развития событий.
Последние действия Киева явно показывают, что Киев больше не надеется на какое-то мирное урегулирование конфликта. Маски, как часто пишут, сброшены. Буквально вчера Украина вышла из Договора о секретной связи. Да этого — из Договора о транзите газа и прочее. Этим самым Зеленский показывает Западу, что пойдёт до конца. Судьба самой Украины его уже не интересует.
Думаю, украинская власть наконец-то поняла, что Москва не будет вести переговоры с просроченным президентом. Но, в свою очередь, Зеленский с помощью Запада установил такую систему управления страной, при которой какой-либо переворот просто невозможен. Диктатура, полное подчинение всех ветвей власти.
В очередной раз повторюсь: Украина проиграла, а помощь Запада — это всего лишь подпитка, способная «продлить жизнь», но не вылечить. Операцию же по «пересадке органов», то есть введение собственных соединений и начало мировой войны, ни США, ни Европа не планируют. Страну «стирают» с карты мира.
Итак, у просроченного два пути для собственного спасения. Первый, пока ещё иллюзорно существующий: это ввод войск НАТО для участия в войне с Россией. Это иллюзия, которой сегодня «кормят украинский народ». Но «кормят» так активно, что даже сами кормильцы уверовали в такое развитие событий. Как уверовали и в то, что ресурсы Запада безграничны.
И второй, предположительно, уже реализуемый Зеленским: сделать всё, чтобы разгром Украины был как можно более кровавым, как можно более разрушительным. Тем самым действительно стереть страну с политической карты мира. При этом гарантировать помощь западных стран в эвакуации собственной персоны. Обычная практика крыс, бегущих с тонущего корабля...
Александр Ставер