Суть реформы состоит в переходе на 12-ти летнее обучение и
тотальной украинизации образования. Также планируется значительное сокращение
количества школ и учителей.
Что же на самом деле означает формирование «нового поколения
украинцев», главным образом «патриотических»?
Прежде всего, это полный отказ от изучения русского языка и
тотальная украинизация образования. Коснутся нововведения и представителей
национальных меньшинств, проживающих на украинской территории – венгров, румын,
молдаван и прочих народов. Так как в формулировке законопроекта нельзя вот так
честно и написать, «кроме русского», то под языковые репрессии попали все.
«Во втором чтении в
законе была принята следующая норма: с 2018 года только в младшей школе останутся
классы с преподаванием предметов на языках национальных меньшинств. С 5 класса
преподавание предметов на языках национальных меньшинств ликвидируется. С 2020
года и для младших классов эту норму отменят. То есть с 2020 года образование в
Украине станет целиком украиноязычным», - пишет в статье о законопроекте
издание «Страна».
«На первом уровне
изучается украинский язык и могут изучаться дисциплины на языках нацменьшинств.
С 5 класса все дисциплины изучаются на украинском языке и может изучаться язык
нацменьшинств. Школ нацменьшинств нет, только классы», - прокомментировала
новации депутат от Народного фронта Виктория Сюмар.
Отдельные классы на самом деле предусмотрены не для
«нацменьшинств», как сказала Сюмар, а лишь для представителей «коренных народов»,
под которыми авторы законопроекта подразумевают исключительно крымских татар,
крымчаков, караимов и гагаузов. Однако четкого определения этого понятия в
документе не прописано. Один или несколько предметов позволяется преподавать на
английском или «на одном из языков Евросоюза». Такая уступка для венгров и
румын, однако, совершенно не удовлетворила правительства этих стран, которые
очень бдительно следят за соблюдением прав представителей своих народов,
проживающих на украинской территории.
На правительственном портале Венгрии опубликовано заявление,
что этот закон принят вопреки Конституции Украины и является «беспрецедентным
нарушением в отношении прав меньшинств, в том числе венгров», которых в Украине
проживает около 150 тысяч человек. Это является нарушением основных прав
меньшинств и международного договора о венгерско-украинском добрососедстве. «Правительство Венгрии решительно стоит на
стороне закарпатских венгров. Венгерское правительство также ожидает, что
Украина пересмотрит и откорректирует закон таким образом, чтобы от этого не
пострадали права нацменьшинств, в том числе венгров», - говорится в
заявлении.
«Министерство
иностранных дел Румынии обеспокоено принятым 5 сентября Верховной Радой законом
об образовании, в частности статьей 7, которая касается обучения на языке
национальных меньшинств. Мы выражаем надежду, что права румынского меньшинства
в Украине будут сохранены, и подчеркиваем обеспокоенность румынских властей в
связи с этим вопросом», - говорится в заявлении.
Официальных протестов против нарушения прав русскоязычного
населения пока не прозвучало, однако даже украинские эксперты отмечают, что
лишение русскоязычных граждан права на образование на своем родном языке будет
иметь серьезные политические последствия, усиливая раскол в обществе.
«Процент недовольных
действиями власти вырастет, и запрос на полную перезагрузку власти и на смену
курса страны дойдет до критической точки, - считает политолог Андрей
Золотарев. - Уже с 1 сентября родители
увидят, что повсеместно закрываются русские школы и старшие классы переводят на
украинский язык. И это в юго-восточных регионах может вызвать взрывной эффект.
Тем более, не нужно забывать, что как раз в сентябре 2018 года де-факто
начнется кампания по выборам президента».
Рейтингу президента, если честно, от этого ни тепло, ни
холодно, так как при поддержке в 3%, ниже ему уже социологи не нарисуют. Расти уровню
поддержки населения объективно не с чего. Но это уже отдельный разговор, к
реформе образования не относящийся.
Второй самой обсуждаемой новацией законопроекта стало
введение 12-летнего образования в школах. Первоклашки 2018 года уже будут
учиться 12 лет. То есть, к окончанию 12-го класса им будет по 18-19 лет.
Родители в социальных сетях грустно шутят, что свадьбы и крестины будут
праздновать еще на школьной скамье. Последние три года ученики будут получать
профильное образование, таким образом, определяться с будущей профессией
придется уже в 14-15 лет, а это объективно невозможно, по мнению специалистов.
Планируется, что на степень бакалавра в вузах необходимо будет учиться на год
меньше - не 4 года, а 3.
Вместе с увеличением срока обучения, существенно изменится
качество полученных знаний. Вместо 22 предметов, которые изучают в настоящее
время, будут преподавать всего 9 «интегрированных». Например, вместо физики,
химии, биологии, географии и астрономии будут создаваться интеграционные курсы
«природа и человек», «человек и мир». Языки и литературы станут «словесностью»,
алгебра и геометрия станут снова «математикой».
Учителей для универсальных предметов придется полностью
переподготавливать. Количество их потребуется существенно меньшее, а значит,
грядут большие сокращения. Некоторые эксперты называют цифры подлежащих
увольнению в 60-65%. Оставшимся, правда, пообещали невиданные до сих пор
зарплаты, с поэтапным повышением к 2023 году до 3 минимальных плюс
разнообразные надбавки. Впрочем, понимания, откуда взять такие деньги, у
авторов законопроекта нет. Даже за счет значительного сокращения количества
учителей эти суммы не высвободятся, по расчетам экспертов.
В Национальной академии наук еще весной жестко
раскритиковали идею Минобразования по объединению естественных дисциплин в один
предмет, заявляя, что это приведет к дальнейшему падению общего
интеллектуального уровня выпускников. В этом году премьер-министр Гройсман
заявил 1 сентября, что не всем украинцам необходимо высшее образование. Так
что, видимо, общий интеллектуальный уровень молодежи также перестал быть
актуальным вопросом для правительства.
Сельским детям об образовании останется только мечтать.
Законопроект предусматривает дальнейшее сокращение количества сельских школ. На
«объединенную общину» полагается одна «опорная школа», расстояние до которой от
сел, где проживают ученики, увеличено до 50 километров. Учитывая состояние
сельских дорог и цены на ГСМ, отсутствие налаженной транспортной системы в
сельской местности, «не только лишь все» смогут эти километры каждый день
преодолевать.
Сколько школ еще подлежит ликвидации, пока не подсчитано,
однако, напомним, что с 2014 по 1 сентября 2017 года в Украине закрыли 1034
школы, таким образом осталось их 16 566. Директор Центра экспертизы образовательных
реформ, доктор педагогических наук Людмила Ващенко в эфире телепередачи «Право
на голос» озвучила другое количество: «Мы
за период с 2004 года потеряли почти 6 тысяч учебных заведений, из них 3 тысячи
– только за последние три года». Разница в данных, скорее всего, за счет
нюансов, какие школы подсчитывать. Ведь данные по закрытым вечерним школам и
профтехучилищам отдельно не озвучивают, этой проблемы как бы и не существует.
К слову, профтехобразование оставили без бюджетного
финансирования, перевели на балансы местных общин, которые по факту не смогут
обеспечить их функционирование. То есть, рабочие профессии получить будет
негде. Рабочие кадры могли бы готовить заводы для себя, однако, в последнее
время, они также переживают не лучшие времена. Кто будет готовить трактористов
и механизаторов для обещанного правительством превращения страны в «аграрную
сверхдержаву», и вовсе под большим вопросом.
Образованными будущие украинские выпускники вряд ли станут,
но вот за формированием должного уровня «патриотизма» в школе следить будут
бдительно. Несмотря на то, что отдельно поправку к законопроекту от депутата
Олега Мусия не голосовали, в пакете принятых она волшебным образом оказалась.
Поправка 814 дает право «начать административное преследование педагогов,
которые будут уничижительно отзываться об украинских символах или самом
государстве». Депутата от БПП главным образом беспокоит, чтобы в школах не
работали «учителя – сепаратисты, преподающие русский мир». Выявление таких
неблагонадежных педагогов на местах превратится в «охоту на ведьм» и одним из
инструментов манипулирования и интриг в школьных коллективах. В том числе,
станут предметом шантажа и со стороны учеников.
Уже 7 сентября, хотя законопроект еще не подписан и не
вступил в силу, градоначальник Херсона пригрозил увольнением директорам школ,
которые не хотят переходить на украинский язык обучения. Речь идет о трех
«русских школах», в которых родители и педагогические коллективы решительно
воспротивились директиве городских властей о переходе на украинский язык
обучения.
Еще одной важной новацией законопроекта стала легализация
репетиторства для школьных учителей. Документ позволяет учителям, или любым
лицам, которые зарегистрируются как ФОПы, заниматься преподавательской
деятельностью. Таким образом, государство надеется получить дополнительные
деньги в бюджет от «теневых» доходов преподавателей. А родителям теперь
придется оплачивать те знания для своих детей, которых больше не дадут в школе,
из своих похудевших за последние годы кошельков.
Новаций и изменений в принятом законопроекте достаточно
много. Другое дело, что большинство из них рискуют остаться только на бумаге,
так как денег на столь внушительную реформу все равно нет. Еще летом
премьер-министр Украины Владимир Гройсман назвал реформу образования слишком
затратной для государства, подсчитав, что она обойдется налогоплательщикам в 87
млрд грн. Глава Минфина Александр Данилюк призвал Верховную не поддерживать
проект, заявив, что на его реализацию средств в бюджете нет и не будет.
Министр Лилия Гриневич на это возразила, что стоимость
реформы разделена на долгие годы, и самыми затратами окажутся 2029-2030 годы,
когда будущие первоклашки будут заканчивать 12-й класс. Откуда пани министр
предполагает возникновение такой суммы денег через 10-12 лет, совершенно
непонятно, учитывая печальную тенденцию украинской экономики.