Идея соединить столицу СССР с дружественным Пекином прямой автомобильной дорогой витала еще в пятидесятые годы прошлого века, но после перехода КНР к «американскому вектору» развития проект был заморожен. Вернуться к забытой идее пришлось в 2008 году, когда товарооборот между Китаем и Евросоюзом возрос до сотен миллиардов евро при увеличившихся геополитических рисках со стороны США.
Скоростная трасса между Москвой, Нижним Новгородом и Казанью, получившая название М12, должна стать частью единого транспортного коридора между Западным Китаем и Западной Европой. Первоначально между столицами РФ и Татарстана предполагалось построить скоростную железную дорогу, но от данной затеи пришлось отказаться по целому ряду причин, в том числе, очень высокой стоимости.
Впрочем, автомагистраль тоже будет не самым дешевым удовольствием, поскольку строить ее придется с нуля. При четырех полосах движения ее протяженность составит 729 километров. Стоимость проекта предварительно оценивается в 550 миллиардов рублей, выбрано семь подрядчиков, каждый из которых будет строить свой участок дороги. Интересно, что одним из них впервые будет китайская компания. Завершение строительства запланировано на 2024 год, хотя ряд экспертов допускает, что сроки могут сдвинуться вправо до 2025 года из-за возможных проблем с землеотведением в регионах. Финансирование в объеме 70% ляжет на федеральный бюджет, предполагается, что будет проведено размещение инфраструктурных облигаций. Из-за этого проезд по скоростной автомагистрали станет платным, его стоимость пока неизвестна.
Что же конкретно даст нашей стране этот проект?
Во-первых, в условиях кризиса данный мегапроект сам по себе является драйвером развития экономики. Строительные компании передают заказы субподрядчикам, которые производят стройматериалы, закупается специальная техника, создаются новые рабочие места, местные бюджеты получают дополнительные налоговые поступления. Улучшается транспортная связность между ключевыми регионами Российской Федерации.
Во-вторых, дополнительный стимул к развитию получает Республика Татарстан. Как известно, Казань уделяет повышенное внимание своей промышленности, создавая все новые кластеры и особые экономические зоны. Это и ОЭЗ «Алабуга», открытая в 2006 году, и кластер «Иннокам», зарегистрированный в 2012-м, занимающийся автомобилестроением, нефтехимией и нефтепереработкой, и созданная в том же году ОЭЗ «Иннополис», посвященная развитию ИТ-технологий. Татарстан является одним из самых промышленно-развитых регионов России и нуждается в удобной транспортной инфраструктуре, потому активно лоббировал строительство трассы М12. Местные производители получат доступ на внешние рынки, а в республике смогут открыться новые сборочные производства иностранных компаний, прежде всего, китайских.
В-третьих, через 4-5 лет Россия, наконец, станет полноценной частью евразийского транспортного коридора. Китайский и казахстанский участки трассы уже давно построены, поэтому Москве важно с имиджевой точки зрения выполнить взятые на себя международные обязательства. Но дело, конечно, не только в имидже. Наша страна получит удобную автомагистраль, скорость движения по которой вырастет вдвое по сравнению с имеющимися дорогами. Она соединит ключевые российские регионы с соседним Казахстаном и дальше с Китаем. Грузопоток по данной транспортной артерии к 2025 году оценивается в 70 миллионов тонн, а общий макроэффект – почти в 2,5 триллиона рублей. Для этого необходимо будет построить вдоль трассы сеть логистических цепочек: складов, перевалочных пунктов и так называемых бондовых зон.
Таким образом, автомагистраль М12 можно без преувеличения назвать важнейшим инфраструктурным проектом, который поддержит общее экономическое развитие России.